2. Предпринимательство

Для более полного понимания сущности государственного планирования – необходимо иметь представление о природе и сущности предпринимательства [3].

Профессор Де Сото применил эту теорию к понятию социализма, предложив оригинальное определение социализма, как ««социальной болезни», наиболее характерными симптомами которой являются широко распространившаяся рассогласованность и масштабные нарушения координации между индивидуальными поступками и социальными процессами, в совокупности образующими жизнь общества» [4]

2.1 Сущность предпринимательства

Предпринимательство в широком смысле слова - синоним понятия человеческая деятельность. То есть любой, кто действует для изменения своего текущего состояния, для достижения будущих целей – является предпринимателем.

Человеческая деятельность – по-Мизесу любое преднамеренное поведение индивида [5]

Индивид действует, стремясь достичь определенных целей, которые представляют для него ценность – субъективную оценку действующим человеком своей цели.

2.2 Редкость материальных благ

Феномен редкости – основновополагающий принцип экономической науки. Экономика имеет дело только с предметами, которые редки, которых не хватает. В противном случае (изобилие ресурса) он выпадает из поля зрения каталлактики [6].

Как только индивид обнаруживает, цели важные для него и какие средства для достижения целей доступны – он объединяет их (неявно) в план действий [7].

Для дальнейших рассуждений нам потребуется различать понятие индивидуального планирования и планирования централизованного. По-Хайеку [8] – план действующего человека состоит из специфического характера практической направленности информации, которую человек получает в процессе действия. В этом смысле каждый человек действуя, порождает новую информацию, каждое действие человека – есть процесс индивидуального планирования.

Централизованное планирование - имеет противоположный характер, удовлетворяя потребность не индивида, но руководящего органа социалистической системы в организации средств принуждения максимально формальным и согласованным способом, для достижения заданных целей. Следовательно, вопрос стоит не в том, планировать или нет – а в том, кто должен планировать – индивид, владеющий необходимой практической информацией, или не имеющий к этому никакого отношения орган принуждения.

2.3 Неопределенность будущего

Согласно австрийской теории будущее всегда неопределенно, тоесть оно не создано, и индивид создает будущее реализуя свои собственные идеи и желания, посредством собственной деятельности. Но так же верно, что действующий человек не в состоянии устранить неопределенность будущего (увидеть его), потому что реальные люди не осознают всей массы потенциальных возможностей или вариантов, и помимо этого каждый человек обладает специфическим знанием, которое способно внезапно и радикально менять всю картину мнений и взглядов человека.

2.4 Предпринимательская прибыль – как стимул действия

Всякий раз, когда человек понимает что хочет достичь определенных целей он обнаруживает и выбирает определенные средства её достижения, отказываясь от других целей которые ценит меньше, в пользу цели, которую ценит больше. Издержки, таким образом, являются субъективной ценностью которую человек приписывает цели от которой отказывается, когда приступает к реализации определенного плана действий. То есть человек действует потому, что субъективно оценивает ценность предполагаемой цели выше, чем издержки, которые он понесет на её выполнение, другими словами, потому что он надеется получить предпринимательскую прибыль. Таким образом, прибыль является фундаментальной категорией человеческой деятельности, и стимул для этой деятельности. Для деятельности не связанной с издержками – субъективная ценность цели совпадает с прибылью [9].

2.5 Предпринимательская бдительность

Профессор Кирцнер отмечает, что предпринимательство связано с «бдительностью», способностью индивида, настороженностью, позволяющей человеку обнаруживать и понимать происходящее рядом [10]. То есть обнаруживать ранее никем незамеченную информацию и средства для достижения целей. Если упростить определение и привести пример из торговли то это выльется в формулу: «где купить дешевле, где продать дороже».

2.6 Два типа знания

Предпринимательское знание – ещё один ключевой аспект, который в дальнейшем поможет нам понять, почему невозможно государственное планирование.

Предпринимательское знание – в отличие от знания научного – носит практический, субъективный и неявный характер. Это знание, как считает Хайек: «имеет значение в конкретных обстоятельствах любого типа…» [11]

Не существует никакого «данного знания» на основе которого государство может создать «рациональный экономический порядок» посредством централизованного планирования. То знание, которое полагается «данным» на самом деле всегда является рассеянным в головах миллионов индивидов, и уникальным в том смысле, что может быть использовано по-назначению только носителем этого знания, и никак не может быть ни собрано ни использовано государственным органом.

Практическое предпринимательское знание всегда является рассеянным [12], субъективным, практического характера, и уникальным. К самому примитивному виду такого знания - можно отнести навык езды на велосипеде, или навык плавания, который не может быть использован никем кроме его владельца. Или, например такой вид знания как «вкус», «субъективное предпочтение», «симпатия» - все эти виды знания невозможно выразить словами, десять человек купившие одну и ту же вещь – по-разному ответят на вопрос: «Почему она вам понравилась». Таким образом, практическое знание можно так же обозвать « знанием «потому что»».

Совершенно естественно, считает Хайек, что такого рода знание не может быть охвачено статистикой, обработано и использовано по-назначению. Отсюда следует вывод, что централизованное планирование, основанное на статистической информации не может собрать и использовать знание индивидов никаким образом, кроме как не доверив им решать проблемы на местах (однако это уже не будет планированием).

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer