В защиту свободной иммиграции. Алексей Бошко

1)“None are too many” – ответ одного из членов правительства премьер-министра Канады МакКензи Кинга на вопрос о том, скольким бегущим из Германии евреям должен быть позволен въезд в страну.
2) «Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из
Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии, как на суше,
так и по воде, для того, чтобы покупать и продавать без всяких незаконных
пошлин, уплачивая лишь старинные и справедливые, обычаем установленные
пошлины, за исключением военного времени и если они будут из земли, воюющей против нас;
и если также окажутся в нашей земле в начале войны, они должны быть
задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарий
наш не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в
земле, воюющей против нас;
и если наши там в безопасности, то и те другие должны быть в
безопасности в нашей земле».

Магна Карта
3) «Либерал требует, чтобы каждый человек имел право жить там, где он хочет…Возможность для каждого человека работать и распоряжаться заработанным там, где ему нравится, составляет самую суть общества, основанного на частной собственности на средства производства».
Людвиг фон Мизес «Либерализм»
4) «Таким образом, результаты ограничения свободы передвижения те же, что и влияние протекционистского тарифа. В одной части мира сравнительно благоприятные возможности для производства не используются, в то время как в другой части мира эксплуатируются менее благоприятные возможности для производства…результатом окажется снижение производительности человеческого труда, уменьшение предложения товаров».
Людвиг фон Мизес «Либерализм»
5) «Неумолимая тенденция свободного рынка заключается в выравнивании ставок оплаты равного по своей производительности труда во всем мире. Эта тенденция обеспечивается действием двух адаптационных процессов: бизнес мигрирует туда, где труд дешевле, а рабочие переселяются туда, где платят больше».
М. Ротбард «Власть и Рынок»
6) «…если оправданы барьеры, воздвигнутые вдоль наших национальных границ, чтобы помешать приезду к нам желающих попытать счастья в нашей стране, почему бы нам тогда не воздвигнуть такие же барьеры между штатами и местностями внутри нашей страны? Почему низкооплачиваемый рабочий… должен иметь право перебраться из закрывающегося завода детских колясок в Массачусетсе на расширяющийся автомобильный завод в Детройте… Ведь он будет соперничать с обитателями Детройта за жилье, еду и одежду. Он может согласиться получать за свою работу меньше, чем принято в Детройте, чем вызовет потрясение на тамошнем «рынке труда».
Cooley O. W., Poirot P. The Freedom to Move
7) «Частично ограниченная иммиграция заслуживает не больше сочувствия, чем частично ограниченное убийство».
Уолтер Блок

Многим идея свободной иммиграции и открытых границ может показаться радикальной, оторванной от реальной жизни. Но вряд ли многим известно, что ещё каких-то 150 лет назад в большинстве развитых стран не существовало ограничений на свободную иммиграцию. Ещё каких-то 150 лет назад любой житель Пекина или Москвы не встретил бы никаких препятствий со стороны американских либо британских властей при желании переехать в Нью-Йорк или Лондон. Никому не приходило в голову даже обязывать оповещать власти принимающей стороны о своём переезде. Не существовало и паспортов. В 18-19 века сторонники свободы боролись за право выезда из страны, за возможность переезда из деревни в город. Тогда ещё никому не приходило в голову ограничивать въезд.

Расистская история запретов на иммиграцию

Если мы скинем завесу истории, то увидим, что за первыми и последующими законами, ограничивающими иммиграцию, стоял не здравый смысл, не практические интересы жителей той или иной территории, а самые низменные предубеждения и интересы, как то расизм и желание профсоюзов обогатится за счёт насилия государственного аппарата, принося ущерб остальному населению страны и миллионам талантливых инициативных людей ищущих свободы, достойной жизни и возможности реализовать свой потенциал.

Так в США первым законом, ограничивающий свободную иммиграцию, был принятый в 1882 г. Chinese Exclusion Act. Основным лоббистом этого закона было профсоюзное объединение Knights of Labor, которое таким образом просто устраняло конкурентов, успешно играя на расовых предрассудках. Сенатор от республиканцев Джордж Фрисби Хоар не зря назвал этот закон «ничем иным, как легализацией расовой дискриминации». Этот закон кажется особенно отвратительным ещё и в свете того, что он был принят во время строительства Статуи Свободы. Надпись, на которой провозглашает:

«Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Chinese Exclusion Act запрещал въезд в страну “квалифицированным и неквалифицированным китайским рабочим”. И фактически преграждал въезд в страну остальным категориям жителей Китая. Более того, он лишал надежды на получение американского гражданства тех китайцев, которые уже обосновались в Соединённых Штатах. Поправки к закону 1884 года сделали ещё более очевидной его расистскую сущность, распространив его действие на всех этнических китайцев, независимо от страны рождения и проживания. Принятый изначально сроком на 10 лет, Chinese Exclusion Act был продлён в 1892 г. (сроком на 10 лет), а в 1902 году сделан бессрочным. Но на этом перечень расистских ограничений на иммиграцию не остановился. В 1907 году американское правительство подписало с правительством Японии так называемое “Джентльменское соглашение”(Gentlemen's Agreement) согласно которому правительство Японии обязывалось запретить выезд японским иммигрантам в США. В 1910 г. действие данного соглашения распространилось также на корейцев.

В 1924 году был принят Immigration Act of 1924, который также включал в себя Asian Exclusion Act и National Origins Act. Согласно ему иммиграция из каждой страны ограничивалась 3% от уже живущих в США уроженцев данной страны на момент переписи 1890 года. 1890-ый год был выбран в связи с тем, что с 1890-ых годов началась активная иммиграция в США жителей Восточной и Южной Европы. В 1890-1924 г.г. они составили 2/3 новых иммигрантов. Также была полностью запрещена иммиграция всех представителей азиатских народов, независимо от места рождения и проживания. Данный закон был сплавом расизма и лоббирования профсоюзных интересов. Он был принят Конгрессом почти единогласно. Очень многие наиболее рьяные сторонники данного закона в Конгрессе находились под влиянием популярной в то время книги Мэдисона Гранта “Уход великой расы”, в которой пропагандировалась идея расовой гигиены и превосходства североевропейской расы. Также одним из основных лоббистов данного закона выступил профсоюзный лидер Самуэль Гомперс. Но были и решительные противники данного закона. Одним из 5 членов Палаты Представителей проголосовавших против закона был Эммануэль Сэллер, который превратил отмену данного закона в цель жизни. Стоит правда отметить, что под данный закон не подпадали уроженцы Латинской Америки неазиатского происхождения, иммиграция которых по-прежнему была неограниченна. Заложенная Актом 1924 года, иммиграционная политика продолжала действовать с незначительными изменениями вплоть до 1965 года.

Препятствия на пути свободной иммиграции в Австралию начались с введения поголовного налога на иммигрантов китайского происхождения в колонии Виктория в 1855 году. В 1861 году этому примеру последовало правительство колонии Новый Южный Уэльс. В 1870-ые годы профсоюзы возглавили движение за полный запрет иммиграции представителей небелых рас. Несмотря на противодействие крупных землевладельцев, которые, как никто, ощущали те преимущества, которые даёт Австралии свободная иммиграция, под влиянием убийственного сплава социализма и расизма с 1875 по 1888 г.г. все австралийские колонии запретили дальнейшую иммиграцию этнических китайцев. В 1895 году представители всех австралийских колоний подписали соглашение о запрете иммиграции представителей небелых рас. Однако этот закон был заблокирован в связи с союзническими отношениями между Японией и Британской Империей. К этому вопросу вновь вернулись после образования Австралийского Союза и принятия Immigration Restriction Act в 1901. Дух, царивший при принятии этого закона, отражают слова премьер-министра Австралии Эдмунда Бэртона о том, что “доктрина о равноправии людей никогда не подразумевала равноправия англичанина и китайца”. Так было положено начало позорной политике Белой Австралии, которая продолжала действовать вплоть до 1973 года.

В Канаде и Новой Зеландии также всё начиналось с ограничения на иммиграцию этнических китайцев. В Новой Зеландии это было введение поголовного налога на иммигрантов из Китая в размере 10 фунтов в 1881г., который в 1896 г. был увеличен до 100 фунтов. В Канаде всё началось также с введения поголовного налога на уроженцев Китая в 1885 г. (который был пролоббирован профсоюзами, желавшими исключить китайцев из числа строителей Канадской Тихоокеанской Железной Дороги), продолжилось принятием в 1923 г. Chinese Immigration Act, который полностью запрещал китайскую иммиграцию. После чего для многих канадцев День Конфедерации стал Днём Позора. Всё это в итоге, как в Новой Зеландии, так и в Канаде закончилось всеобщими запретами на иммиграцию по расовому признаку.

В Великобритании традиционная связка расизма и социализма даже привела к ограничению иммиграции внутри Британского Содружества, переименованного после распада Британской Империи в Содружество Наций. Всё началось с принятия British Nationality Act в 1948 году. Он вводил разграничения между гражданами Британии и колоний и гражданами стран-членов Содружества Наций, но вместе с тем не ограничивал иммиграцию внутри данного содружества. Первые ограничения были приняты в 1962 году, когда иммиграция граждан стран-членов Содружества Наций было ограничено цифрой в 51000 человек. В 1964 году данная квота была сокращена до 4700. Но это всё ещё не закрывало двери на иммиграцию в Британию для жителей оставшихся британских колоний. В 1968 году был принят Commonwealth Immigration Act, который позволял переселяться на территорию Соединённого Королевства только людям родившимся там, а также детям и внукам родившихся в СК. Таким образом, преграждая жителям оставшихся колоний путь к иммиграции в СК. Все понимали расистскую подоплёку подобных законов. Этот вопрос не раз обсуждался в прессе и парламенте. Но всё кончилось принятием British Nationality Act в 1981 году, который только ещё больше ужесточил иммиграционное законодательство. Теперь право на переезд в Британию получили лишь люди родившееся на территории страны и их дети.

Подобную же историю иммиграционных запретов имеют и иные страны. Их объединяет в первую очередь то, что в определённый момент своей истории люди в них отдали предпочтение самым ужасным и примитивным формам коллективизма – расизму и социализму – и забыли о том, что обеспечило им благоденствие: об идеях личной свободы и честной ненасильственной конкуренции.

Преимущества свободной иммиграции

Свобода передвижения людей, как и свобода в любой иной сфере безусловно важна сама по себе. И никто не вправе запрещать какие-либо действия, не ограничивающие аналогичную свободу иных людей. Но, к сожалению, для большинства людей аргумента о том, что ограничения на иммиграцию аморальны недостаточно, поэтому приведу самые разнообразные и исчерпывающие практические аргументы в пользу свободы иммиграции.
Во-первых, свободная иммиграция предоставляет возможность для каждого человека найти наилучшее применение своему труду, использовать своё рабочее время наиболее эффективно. Свободная иммиграция предоставляет возможность для миллиардов людей работать с намного большей производительностью труда. Так, в табл.1 представлена статистика доходов двух групп людей родившихся в Сальвадоре. Единственное, что их отличает – это то, что одни живут и работают в Сальвадоре, а другие в США.

Таблица 1.

Уровень образования

Заработки работников с одинаковым уровнем образования в США и Сальвадоре

Средние доходы сальвадорцев (род. в Сальвадоре) 25-40 лет

Средние доходы работников в США

В Сальвадоре

В США

Нет

2289

16686

10243

Начальное

1263

18529

7106

Среднее

2669

22611

22087

Высшее

9246

27893

38363

Во-вторых, свободная иммиграция – это возможность для нанимателей принимать на работу и заключать соглашения с лучшими работниками, независимо от места их рождения. Весь цивилизованный мир давно считает неприемлемой дискриминацию по половому, расовому, возрастному признаку, но почему-то считается нормальным дискриминировать по месту рождения. Кроме того, всем очевидно, что возможность получать более дешёвые, благодаря рабочим-иммигрантам товары и услуги принесёт огромную материальную выгоду не только нанимателям, но и всему населению.

В-третьих, свободная иммиграция устраняет диспропорции на мировом рынке труда, проявляющиеся в том, что в одних странах огромное количество людей вынуждены трудиться с низкой производительностью труда, в то время как за миграционными барьерами существуют все возможности для применения их навыков с намного более высокой производительностью труда. В итоге складывается ситуация при которой одни регионы имеют население большее, чем оптимальное при данных сложившихся условиях, а другие наоборот имеют население меньшее, чем оптимальное. В условиях свободной иммиграции население экономически отстающих территорий будет снижаться. Это подтверждает и статистика отстающих регионов США, где население уменьшилось в период с 1930 по 2000 год на 27-34%. И это несмотря на то, что общее население США возросло в 2,3 раза ( Таблица 2).

Таблица 2.

Регион

Региональный доход на душу населения / Национальный доход на душу населения, %

Население, 1930, тысяч человек

Изменение населения, 1930-2000, %

Хартлэнд

85,2

1482,6

-34

Глубокий Юг

62,6

1558,2

-27,9

Север Великих Равнин

85,4

1068

-27,7

Угледобывающие районы Пенсильвании

84,5

1182,9

-27,9

США

100

123202,6

128,4

В это же время во многих африканских странах снижение ВВП на душу населения (и это на фоне огромного скачка в уровне жизни во всём мире) сопровождалось ростом численности населения (Таблица 3)

Таблица 3.

Страна

Год наивысшего ВВП на душу населения

ВВП на душу населения,2007/ ВВП на душу населения, год пика

Население, год пика ВВП на душу населения, тыс.человек

Население, 2007, тыс. человек

Замбия

1964

0,75

3450

11970

Нигер

1963

0,61

3540

14226

Чад

1979

0,62

4439

10781

Руанда

1981

0,86

5400

9725

В-четвёртых, свободная иммиграция – это ещё и наиболее эффективный способ помощи жителям беднейших стран мира, безо всяких убытков (да ещё и с огромной выгодой!) для принимающих стран. По разным оценкам свободная иммиграция позволит увеличить мировой ВВП в 1,8-2,5 раза за счёт устранения дисбалансов и возможности трудится с более высокой производительностью труда. Это увеличение не идёт ни в какое сравнение с объёмом помощи правительствам бедных стран, которая составляет 60 млрд. долларов в год. Не говоря уже о том, что такая помощь приносит ущерб, как жителям бедных стран, так и налогоплательщикам развитых. Не зря её называют “перераспределением ресурсов от бедных людей в богатых странах богатым людям в бедных странах”. Более того, даже та несомненная польза, которую принесёт дальнейшее устранение торговых барьеров не идёт ни в какое сравнение с тем эффектом, который в состоянии произвести свободная иммиграция и открытые границы (Рисунок 1).

Рисунок 1.

В-пятых, иммигранты по своей природе более склонны к творческой деятельности, предпринимательству, самозанятости, взятию на себя определённых рисков, более гибки и мобильны. Приведу только некоторые факты:

1) Более половины американских нобелевских лауреатов – иммигранты.
2) Более половины американских Ph.D. – иммигранты.
3) 25% компаний Кремниевой долины были основаны уроженцами Индии и Китая.
4) В Канаде в среднем 5% иммигрантов создают свой бизнес уже в первые 3 года своего нахождения в этой стране (создавая в среднем 7 рабочих мест)
5) В США уровень самозанятости среди иммигрантов также выше, чем среди коренного населения (12,2% против 11,4%)
6) В Великобритании % предпринимателей и самозанятых также значительно выше среди иммигрантов.

В-шестых, свободная иммиграция также серьёзно уменьшит неравенство в уровне жизни между различными странами и регионами. Для этого предлагаю сравнить уровень неравенства между различными штатами США, где внутренняя миграция абсолютно свободна и провинциями Китая, где только вначале 21-го века была существенно облегчена миграция между провинциями.

Таблица 4.

Штаты США с наибольшим ВРП на душу населения

ВРП на душу населения, долл. США, 2005

Провинции Китая с наибольшим ВРП на душу населения

ВРП на душу населения, юань, 2006

Делавэр

66961

Шанхай

56733

Аляска

59238

Пекин

49505

Коннектикут

55193

Тяньцзинь

40961

Вайоминг

53543

Джэцзян

31684

Штаты США с наименьшим ВРП на душу населения

Провинции Китая с наименьшим ВРП на душу населения

Монтана

31940

Анхуй

10044

Арканзас

31215

Юньнань

8961

Западная Вирджиния

29199

Гансу

8749

Миссисипи

27829

Гуйджоу

5750

В-седьмых, ни для кого не является секретом, что большинство развитых стран сегодня сталкиваются с серьёзнейшими демографическими трудностями. Сочетание стареющего населения с перераспределительной государственной пенсионной системой делают положение особенно тяжелым. Так, к 2050 году во многих западноевропейских странах при продолжении сегодняшних миграционных тенденций на одного пенсионера будет приходиться лишь менее полутора работающих. Особенно тяжёлая ситуация ожидается в Италии. Да, конечно, можно и нужно, реформировать пенсионную систему и перевести её на частную накопительную систему. Но ведь нужно ещё платить пенсию сегодняшним пенсионерам и людям предпенсионного возраста. Поэтому вряд ли кому-то удастся реформировать пенсионную систему мгновенно. А приток иммигрантов, подавляющие большинство из которых составляют люди трудоспособного возраста, может существенно исправить положение и поспособствовать снижению налоговой нагрузки.

В-восьмых, иммигранты приносят пользу жителям страны происхождения благодаря инвестициям и денежным переводам своим родственникам. Для многих государств подобные переводы составляют 30-40% по отношению к ВВП. Но вместе с тем я не стал зацикливаться на этом факте и нарочно не стал рассматривать его подробно. Многие экономисты ошибочно рассматривают денежные переводы, как один из основных эффектов иммиграции. Но рассмотрим такую ситуацию: в одном случае мужчина-иммигрант оставил свою семью на родине и пересылает туда деньги. В статистике переводов появится определённая сумма. В другом случае его семья переедет вместе с ним, и его жена будет также работать с более высокой производительностью труда. Абсолютно очевидно, что во втором случае благосостояние семьи выше, чем в первом, но если обращать особое внимание на статистику переводов, то мы упускаем из внимания этот главный положительный эффект иммиграции: повышение уровня жизни иммигрантов.

Другое дело инвестиции. Абсолютно очевидно, что обогатившееся иммигранты значительно лучше осведомлены о реалиях своей страны и поэтому часто инвестируют в её экономику. Так на начальном этапе большинство инвестиций в индийскую экономику приходило с Маврикия, население которого состоит из индийских иммигрантов и их потомков.

Таблица 5
ПИИ в экономику Индии

Страна

Доля, 1991-2005, %

Маврикий

34,5

США

17,1

Япония

7,3

Нидерланды

7,2

СК

6,6

Похожая ситуация наблюдается и в Китае, где львиная доля инвестиций приходит из стран большинство населения которых составляют иммигранты из Китая и их потомки.

Таблица 6
ПИИ в экономику Китая

Страна

Доля, 1991-2005, %

Гонконг

41

ЕС

11

США

9,9

Тайвань

7,2

Сингапур

6,2

Другие

24,7

В-девятых, свободная иммиграция снизит вероятность войн и конфликтов. Также как и свободная торговля, она позволит людям всего мира взаимовыгодно сотрудничать и обогащаться. Она сделает людей абсолютно разного происхождения более близкими и понятными друг другу.

В-десятых, свободная иммиграция создаст столь необходимую конкуренцию между правительствами. Правительства будут вынуждены конкурировать за благосклонность своих граждан, и будут иметь меньше возможностей эксплуатировать их через высокие налоги и иные виды принуждения.

Очень важно также отметить те негативные эффекты, которые несут с собой ограничения на иммиграцию. Запреты порождают создание категории нелегальных иммигрантов. Нелегальные иммигранты – это отважные люди, которые, в поисках свободы и достойной жизни, пересекают, мучимые голодом и жаждой, многокилометровые пустыни, на утлых судёнышках, в контейнерах кораблей, пересекают моря и океаны, платя за это десятки тысяч долларов. Многие погибают, так и не достигнув своей цели… Более того, даже те, кто достиг желанной страны, попадают в долгосрочную зависимость, а иногда и в рабство от тех, кто их туда доставил. Ведь десятки тысяч долларов надо отрабатывать. Рассчитывать на защиту со стороны органов правопорядка им не приходится. Ведь им угрожает депортация. Абсолютно очевидно, что смерти десятков тысяч нелегальных иммигрантов на совести чиновников и граждан развитых стран, так как они сделали всё это реальностью.

Одной из ошибок является идея о том, что свободная торговля может заместить свободную иммиграцию. Сторонники говорят о том, что в отсутствии препятствий на пути движения товаров через границы, свободная иммиграция не обязательна.

Против этой идеи существует как минимум три основных возражения:

1) Возрастание спроса на низко квалифицированных работников сектора услуг в развитых странах (торговля услугами, которые требуют физического присутствия). В этом случае иммигранты из бедных стран могут принести серьёзную пользу жителям развитых стран и повысить свой собственный уровень жизни. Особенно это важно в свете того, что, например, в США 56% прироста рабочих мест придётся именно на эти профессии (Таблица 7).

Таблица 7
Распределение прироста рабочей силы в США

Профессии

%, от общего прироста

Работники низкой квалификации, оказывающие абсолютно неторгуемые услуги (водители, санитары, грузчики, продавцы и т.д.)

56,1

Работники высокой квалификации, оказывающие абсолютно неторгуемые услуги (учителя, офисные клерки и т.д.)

16,7

Остальные

27,2

2) Свободная иммиграция позволяет значительно быстрее повысить уровень жизни большого количества людей. Свободная торговля в долгосрочной перспективе способствует кардинальному повышению уровня жизни населения той или иной страны, но свободная иммиграция позволяет быстро и кардинально повышать уровень жизни десятков миллионов людей.

3) Свободная иммиграция позволяет найти лучшее применение своему труду жителям стран, которые не могут наслаждаться преимуществами ни свободной экономики в целом, ни свободной торговли в частности

Что же стоит на пути свободной иммиграции

Как и сто лет назад на пути свободной иммиграции стоит 2 основных барьера. Это:

1)Особые интересы, которые используют механизм государственного насилия для получения дополнительной прибыли,
2)Расизм (Ксенофобия; “они” не такие, как “мы”),

Ко всему этому добавляется сложившееся за 100 лет ограниченной иммиграции непонимание большинством людей, что режим иммиграции, основанный на государственном регулировании, имеет альтернативы. Также играет свою роль зацикленность экономистов на развитии национальных государств, что не позволяет им учесть повышение уровня жизни иммигрантов. Кроме того, вокруг иммиграции сложились определённые мифы, активно эксплуатируемые её противниками.

Основные из этих мифов стоит перечислить:

Иммиграция вызывает рост безработицы среди местного населения
Открытые границы вызовут невероятный наплыв иммигрантов
Обильная иммиграция вызовет перенаселение
Снятие запрета на свободную миграцию между странами приведёт к росту терроризма и преступности
Увеличение числа неквалифицированных мигрантов уменьшит зарплаты неквалифицированных работников
Иммиграция делает богатство и ресурсы более скудными в расчёте на одного человека
Притяжение иммигрантов обильными социальными выплатами(WELFARE MAGNET THEORY) и вера в то, что мигранты получают государственных услуг на большую сумму, чем платят в виде налогов.

Однако все они легко опровергаются:

Иммиграция не вызывает роста безработицы. Многочисленные исследования Джулиана Саймона из Института Катона не выявили ни одного случая, когда бы более высокий уровень иммиграции вызывал рост безработицы. Те же исследования подтвердили, что регионы с большей долей иммигрантов в рабочей силе нисколько не уступают иным регионам в росте зарплаты.

Иммиграция идёт не в направлении социальных выплат, а в направлении мест, где иммигрант может наиболее полно реализовать свой потенциал. Тяжело поверить, что человек, который решился оставить всё привычное и родное и взял на себя все риски связанные с миграцией, будет настолько ленив, что понадеется на пособие. Факты и здравый смысл говорят об обратном. В Таблице 8 приведено миграционное сальдо и уровень социальных пособий в различных штатах США. Данные свидетельствуют о том, что пособия не притягивают людей, WELFARE MAGNET THEORY не работает.

Таблица 8
Миграция в штатах США

Штаты с самыми большими социальными выплатами

Социальные выплаты в пересчёте на эквивалентную почасовую зарплату, долл./час

Миграционное сальдо, % (1990-2000 г.г.)

Гавайи

17,5

-9

Аляска

15,48

-4

Массачусетс

14,66

-4

Коннектикут

14,23

-7

Вашингтон О.К.

13,99

-4

Штаты с наименьшими социальными выплатами

Аризона

6,78

16

Теннеси

6,59

7

Арканзас

6,35

5

Алабама

6,25

3

Миссисипи

5,53

2

Открытые границы не вызовут какой-либо невероятный наплыв иммигрантов.
Про это свидетельствует период первой волны глобализации, когда миграция была абсолютно свободной, но вместе с тем уровни миграции были достаточно умеренными (Таблица 9 ).

Таблица 9
Миграционное сальдо (1870-1910-ые г.г.)

Страна

Среднегодовое сальдо миграции (на 1000 населения)

Общее влияние миграции на численность трудоспособного населения

Аргентина

13,95

75

Канада

8,22

39

Австралия

7,85

37

США

4,78

21

Великобритания

-2,67

-10

Швеция

-4,99

-18

Норвегия

-6,24

-22

Италия

-8,54

-29

Ирландия

-13,35

-41

Вместе с тем стоит признать, что вследствие серьёзного удешевления транспорта, увеличение разрыва между беднейшими и богатейшими регионами (Таблица 10) и повышения уровня жизни следует ожидать более многочисленной иммиграции, тем более в случае стремительного снятия барьеров.

Таблица 10

Пара стран

Период

Разница в средних зарплатах по ППС

США/Ирландия

1870-ые

2,3

США/Норвегия

1870-ые

3,6

США/Швеция

1870-ые

4,1

США/Италия

1870-ые

4,4

Испания/Марокко

1990-ые

2,4

США/Гватемала

1990-ые

6,1

Нидерланды/Индонезия

1990-ые

9

Япония/Вьетнам

1990-ые

9,1

В этом случае ярким примером служит Китай, где вплоть до начала XXI века миграция между провинциями была серьёзно затруднена, плюс к этому разрыв между уровнями жизни в различных провинциях был и остаётся очень большим, что, безусловно, создаёт серьёзное миграционное давление. Но после снятия запретов миграция хоть и была значительной, но уж точно не достигала некого катастрофического уровня (Таблица 11)

Таблица 11

Провинции с наиболее положительным миграционном сальдо

Миграционное сальдо, % населения (2002-2006 г.г.)

Среднегодовое миграционное сальдо

Население, 2006 год

Guangdong

18,5

4,6

93040

Beijing

13,2

3,3

15810

Shanghai

11,4

2,8

18150

Zhejiang

6,8

1,7

49800

Ningxia

6,1

1,5

6040

Провинции с наиболее отрицательным миграционном сальдо

Anhui

-4,7

-1,2

61100

Hunan

-5,1

-1,3

63420

Hubei

-5,9

-1,5

56930

Sichuan

-6,7

-1,7

81690

Chongqing

-10,6

-2,7

28080

Перенаселение в принципе невозможно. Сегодня мальтузианство выглядит смехотворным для любого серьёзного исследователя. Свободная иммиграция же, напротив, способствует наиболее оптимальному распределению населения по территории нашей планеты.

Не свободная иммиграция, а её ограничения толкают иммигрантов в криминальный мир. Визовые и иные ограничения не остановят преступников. От этого пострадают лишь простые граждане. Не иммиграция, а агрессивная внешняя политика провоцирует теракты.

Богатство и ресурсы не делаются более скудными в результате увеличения населения. Это представление может родиться только в голове у тех, кто представляет богатство, как пирог, который надо поделить, не понимая, что решающим процессом является создание богатства и ресурсов, а не их распределение.

Поводы для оптимизма

Иммиграция по-прежнему жёстко ограничена, но нельзя не отметить наличие некоторых поводов для оптимизма. Основные барьеры на пути свободной иммиграции ослабевают (расизм и профсоюзы теряют свою силу). Так, например, в США членство в профсоюзах достигло минимального с 1930-х годов значения. И продолжает снижаться. Оно снизилось с 33% работающих в 1953 году, до 20% в 1981 году и лишь 14% в 2005. Схожие тенденции наблюдаются в Великобритании, Германии, Франции.

Расизм, что подтверждает Рисунок 2 (Опросы населения США), также теряет свою силу.

Рисунок 2

Основанные на расовой принадлежности ограничения на иммиграцию были отменены, а иммиграция в последние годы достигла рекордных размеров.

Правительства развитых стран по всему миру приносит извинения дискриминируемым в прошлом народам. Но эти извинения приходят слишком поздно для тех людей, которые действительно пострадали от дискриминации. Ведь речь идёт не о народах и расах, а о конкретных женщинах и мужчинах, достоинство которых было унижено, а права попраны и задача ныне живущих людей в том, чтобы это не повторялось сегодня и никогда не повторилось в будущем.

Алексей Бошко октябрь 2008
Экономический салон
В защиту свободной иммиграции

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer