4. Ловушки гипостазирования

Склонность к гипостазированию, т.е. к приписыванию реального содержания выстроенным в уме концепциям, — худший враг ясного логического мышления.

В науках, изучающих действия людей, наиболее яркий пример этого явления — употребление термина "общество" различными псевдонаучными школами. Нет никакого вреда в том, чтобы использовать его для описания сообщества индивидов, объединившихся в стремлении достичь определенных целей. Именно эта определенность действий разных индивидов создает то, что называют обществом или "великим обществом". Однако общество как таковое не обладает ни материальной субстанцией, ни властью, ни способностью действовать. Действуют только индивиды. Часть их поступков диктуется стремлением кооперироваться с себе подобными. Кооперация людей создает определенное положение вещей, описываемое понятием общества. Общество не существует вне мыслей и действий людей; оно не имеет собственных интересов и ни к чему не стремится. То же самое можно сказать и обо всех других коллективах.

Гипостазирование не только представляет собой эпистемологическое заблуждение, и толкает исследователя на ложный путь. В так называемых общественных науках оно часто служит некоторым политическим страстям, поскольку коллективы объявляются более важными, чем личности, или даже отрицается само реальное существование индивида, которого называют абстракцией.

Сторонники коллективизма при этом не могут достичь согласия в оценке различных коллективных объединений. Они заявляют, что один коллектив более важен, чем другие, а наиболее радикальные теоретики даже отказываются признать реальность существования коллективов, созданных на неподходящей для них основе. Так, националисты считают единственным реально существующим объединением людей то, что они сами понимают под словом "нация". Они лояльны лишь по отношению к представителям своей нации, а все остальные коллективы, скажем, религиозные секты, относят к малозначительным. Однако эпистемология не обязана вникать в подобные политические противоречия.

Отказываясь признать собственное независимое существование коллективов, мы не отрицаем в конечном итоге тот факт, что кооперация людей оказывает реальное и значительное воздействие на окружающий мир. Мы просто констатируем, что коллективы создаются благодаря идеям и действиям индивидов и распадаются тогда, когда образ мыслей и действий людей изменяется. Мысли и действия одних и тех же людей могут подтолкнуть к формированию не одного, а нескольких коллективов: нации, религиозной общины, политической партии и т.п. Вместе с тем человек, оставаясь членом определенного коллектива, подчас совершает, случайно или даже периодически, действия, несовместимые с его дальнейшим пребыванием в данном сообществе. Примером может служить недавняя история некоторых католических наций, большинство представителей которых в предвыборных кампаниях отдавали голоса кандидатам, не скрывавшим своей враждебности по отношению к политическим пристрастиям Церкви и с презрением объявлявшим догмы католицизма мифами. Изучая деятельность коллективов, историк должен обращать внимание на зависимость мышления и поступков людей от различных объединяющих идей. Например, рассматривая историю итальянского Рисорджименто1, необходимо проанализировать, в какой степени и каким образом идея создания итальянского национального государства и идея светского папского государства повлияли на поведение индивидов и групп, которые являются объектами исследования.

Политическая и идеологическая ситуация в Германии в свое время побудила Маркса использовать в программе национализации средств производства термин "общество" вместо термина "государство" (Staat), который в немецком языке имеет также значение "нация". Социалистическая пропаганда создала вокруг слов "общество" и "общественный" ауру святости, проявлявшуюся в квазирелигиозном почитании того, что называют "общественной работой" (social work), т. е. раздачи милостыни и других видов благотворительной деятельности.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer