2. Изучение мотивации

Общественное мнение до сих пор находится под впечатлением неудачной попытки представителей классической экономической теории справиться с проблемой ценности. Не будучи в состоянии разрешить очевидный парадокс ценообразования, классики не могли проследить последовательность рыночных сделок вплоть до конечного потребителя, но были вынуждены начинать свои построения с действий бизнесмена, для которого потребительские оценки полезности являются заданными. Поведение бизнесмена как торговца вполне может быть описано правилом: покупай дешевле, продавай дороже. Вторая часть этой формулы связана с поведением покупателей, которые на основе собственных оценок определяют, какую цену они готовы платить торговцу. Однако о самом процессе формирования потребительских оценок ничего не говорится; они рассматриваются как заданные заранее. Если принять эту сверхупрощенную формулу, становится возможным разделить "деловое" поведение, характерное для бизнесмена (именно его обычно неверно называют экономическим или рациональным), и поведение, определяемое факторами иного рода (несправедливо названное неэкономическим или иррациональным). Такая классификация теряет смысл, если мы попытаемся применить ее при анализе поведения потребителей. Основной вред, наносимый подобными стараниями провести различия между типами поведения людей, состоит в отдалении экономической теории от анализа реальности. Многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. По их мнению, экономическая наука на самом деле не ставит целью объяснить процесс формирования рыночных цен, а пытается описывать неопределенное взаимодействие различных факторов, играющих свою роль в ценообразовании. В сущности, она изучает не живых людей, а так называемого "экономического человека", фантома, имеющего мало общего с реальными людьми.

Абсурдность этой концепции становится вполне очевидной, как только возникает вопрос о различиях между человеком реальным и экономическим. Последний рассматривается как совершенный эгоист, осведомленный обо всем на свете, и сосредоточенный исключительно на накоплении все большего и большего богатства. Однако для процесса ценообразования на рынке не имеет значения, является ли покупатель "эгоистом", заботящимся об удовлетворении собственных потребностей, или "альтруистом", покупающим товар по иным причинам, допустим для безвозмездной передачи благотворительному заведению. Точно так же не имеет значения, руководствуется ли потребитель верными или ложными на взгляд стороннего наблюдателя соображениями. Он покупает, полагая, что приобретение определенных товаров удовлетворит его потребности лучше, чем сбережение денег или расходование их на другие цели. Независимо от того, в какой степени индивид сосредоточен на накоплении богатства, он всегда стремится использовать все имеющиеся средства таким образом, чтобы добиться целой, достижение которых удовлетворит его наилучшим образом.

Естественный мотив, определяющий все поступки всех людей, — это стремление насколько возможно, прямо или косвенно, избежать всяческих неудобств и неприятностей. Преследуя эту цель, люди проявляют всю слабость и несовершенство своей натуры. Единственное, что определяет реальный ход событий — ценообразование и другие явления, именуемые в обиходе экономическими (как и все события в истории человечества), — это мнения, ожидания и соответствующие им действия людей, столь подверженных заблуждениям! Отличительная черта современной теории предельной полезности состоит в том, что она обращает особое внимание на несовершенство реального человека. Эта теория не изучает поведение идеальной личности, она имеет дело с решениями, которые принимают все участники общественной жизни, взаимодействующие друг с другом на основе разделения труда.

Экономическая теория, как можно услышать от многих ее критиков, предполагает, что индивид всегда ведет себя абсолютно "рационально", т.е. стремится постоянно максимизировать свою выгоду примерно так же, как это делает биржевой игрок. Однако на самом деле, утверждают эти же критики, человек не таков; он нацелен не только на материальные блага, но и на нечто другое, что нельзя измерить деньгами.

В этом широко распространенном рассуждении содержится целый набор ошибок и неточностей. Да, биржевой игрок движим лишь одним стремлением — улучшить свое материальное положение. Но то же самое движет и действиями других людей на рынке. Фермер хочет продать выращенный урожай по самым высоким ценам, которые можно назначить, а наемный работник заботится о том, чтобы получить как можно более высокую плату за свой труд. Размышляя об условиях оплаты

латы, продавец товара или услуги принимает во внимание не только непосредственно сумму в денежном выражении, но и все остальные нематериальные выгоды, которые могут быть получены в результате сделки. Этот факт вполне согласуется с приведенным описанием мотивов его поведения.

Конечно, совершая те или иные поступки, люди преследуют множество разнообразных и постоянно меняющихся целей. Однако всякое действие неизменно направляется одним мотивом — стремлением достичь ситуации, которая устраивает агента больше, чем исходная, существовавшая до его действия.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer