21. Учение протекционизма выражается двумя положениями:
Первое. Невозможно достигнуть высшего благосостояния, если каждый человек будет избирать род занятий по своему усмотрению и свободно применять свой труд и капитал к тем отраслям производства, которые возникают из естественных условий данной местности
Второе. Стоит только законодателю правильно обложить нас налогами и благосостояние будет увеличиваться.
Отсюда уже прямо вытекает неравенство между протекционизмом и фритредерством: никакой фритредер не утверждает, что он обладает средством, применение которого может обогатить страну и избавить ее от затруднений, как уважающий себя врач не станет утверждать, что он знает микстуру, излечивающую от всех болезней. Напротив, пока живы на свете люди, они будут делать и глупости, за которые придется расплачиваться. Но когда люди свободны, то они будут расплачиваться только за свои грехи, а не за чужие. Протекционисты же исходят из положения, что мы будем делать только ошибки, а как им известен правильный путь, то они предлагают нам быть нашими руководителями. Они присвоили себе роль врача, который прописывает пилюли для очищения крови и предупреждения озноба. Поэтому благосостояние при свободной торговле и нищета при охранительных пошлинах одинаково подрывают систему протекционизма, тогда как бедность при свободной торговле и богатство при охранительных пошлинах не подрывают фритредерства.
22. Хотите ли знать, каким образом создается благосостояние страны? План очень прост. Нужно выбрать из нашей среды нескольких людей, которые, конечно, не будут самыми дельными в нашей стране, и сделать их законодателями. Эти господа соберутся в парламент, будут сочинять новые налоги, с разбором или без разбора, но никогда не забывая своих личных интересов. Выбор этих законодателей ничто иное, как победа тупоумия и невежества над знанием, предприимчивостью и деятельностью.
Будь мы свободны, руководящим мотивом всех наших действий была бы надежда на максимальный заработок. В каждом предприятии требовалось бы трудолюбие, изобретательность и постоянство. При неудаче мы были бы сами виноваты.
Но как станет действовать наш законодатель? Как он будет предупреждать и исправлять ниша ошибки? Он может воздействовать на нас только приманкою барыша. Он может нам обещать заработок там, где его раньше не было, если мы согласимся оставить наше теперешнее занятие и пуститься в новую, еще неведомую нам отрасль производства.
Но чтобы дать высший заработок одному лицу, законодатель неизбежно должен достать деньги у другого. Может ли подобное вмешательство его в наши занятия исправить ошибки Петра, Ивана, Сидора, обратить ленивого в трудолюбивого, расточителя в бережливого?
Кто этому поверит, тот должен также уверовать, что благосостояние человечества происходит не от разумного и добросовестного труда всех производителей, а от ловкости нескольких избранных нами тарификаторов, которых невежество, причуды и продажность всем известны.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии