134. Чем моложе народ, тем больше значения имеет для него торговля и тем она прибыльнее для него, так как она-то и передает потребителю те пищевые продукты и сырые материалы, в которых всего более нуждаются старые народы, но которые в наибольших размерах производятся молодыми. Продукты, покупаемые англичанами в Северо-Американских Штатах, гораздо необходимее им, нежели изделия, покупаемые ими во Франции или в Германии. При каждом обмене сильнейшею оказывается, независимо от своего возраста, страна с наиболее благоприятными условиями относительно спроса и предложения, следовательно, та, которая приносит на рынок продукт, более необходимый и более требуемый.
Когда бедная женщина идет покупать аршин ситца у крупного производителя, она не платит ему больше денег потому только, что он богаче. Напротив, чем крупнее его капитал, тем больше он может совершенствовать свои орудия производства и тем дешевле может продавать свои изделия. Англия забирает у нас более 60 процентов всего нашего вывоза. Мы продаем ей: во-первых, зерновые продукты и съестные припасы, стало быть, продукты первейшей необходимости; во-вторых, хлопок, т.е. самый важный сырой материал из употребляемых человечеством; в-третьих, табак, потребление которого вдвое выше, нежели естественный прирост человечества, и в-четвертых, керосин, получивший громадное распространение, как один из дешевейших осветительных материалов. На все эти продукты имеется постоянно возрастающий спрос и чем больше население старой Западной Европы будет увеличиваться, тем выше поднимется и самая ценность этих продуктов. Очевидно, стало быть, что сильнейшею на рынке стороною является именно наша молодая страна. Охранительная система только уменьшает часть этого нашего преимущества (см. §116).
- Войдите, чтобы оставлять комментарии