130. На человеческом языке нет бессмыслицы более колоссальной, как утверждать, что верное в теории может быть неверно на практике, потому что теория есть только вывод из практики. Отсюда, если что-нибудь (хотя бы, например, протекционизм) верно на практике, то найти теорию этой практики очень не трудно и непременно она будет верна. Но в таком случае два диаметрально противоположные истины оказались бы верны для одинакового факта! В том-то и сила, что и на практике наша охранительная система совершенно неверна. Она не действует так, как ожидали творцы ее; она не дает ни одного из обещанных благ и никогда не удовлетворяет окончательно своих собственных приверженцев. Тариф нельзя предоставить своей судьбе; его вечно надо переделывать чуть не каждый день, чтобы сглаживать все его несообразности и непропорциональности.
Протекционисты сами составляли наш тариф 1882 г. и однако оказались бессильными создать такой окончательный устав, который бы раз и навсегда упорядочил весь строй нашей промышленности. В их собственной среде парили бесконечные разногласия. Один из членов тарифной комиссии 1882 г. утверждал, что все будет хорошо, если только ставки будут неизменны; другой полагал, что тариф нужно переделывать каждые два года. Один признавал необходимость облагать все без исключения; другой находил, что обложению должны подлежать лишь некоторые продукты. Как же разобраться в этой разноголосице? Как вывести из нее что-нибудь похожее на теорию в истинном значении этого слова?
131. Если бы все народы пользовались свободной торговли, то ни один из них не усматривал бы в ней какое-то особенное благо, точно так же, как если бы все люди были честны, то честность не имела бы ни никакой особенной цены. Есть софисты, утверждающие, что один человек не может дозволить себе роскоши быть честным, пока и все остальные не сделаются таковыми. В действительности, однако, мы наблюдаем, что и один честный человек в толпе мошенников получает самую почетную честность.
То же самое и в экономической политике. Тот народ, который обзавелся свободной торговлей, когда другие отнеслись к ней враждебно, получает от нее наибольшую выгоду: он богатеет, когда другие беднеют. Будь везде свободная торговля, было бы везде и больше благосостояния; но ни один народ не получал бы выгод больше, чем другой. Если это не так, если бы человек, который первый постиг истину и действует по ее указаниям, не получал от этого лишнего вознаграждения, то пришлось бы переделать весь нравственный строй человечества; ибо невозможно было бы предпринять никакой реформы без всеобщего согласия. Человек или народ, действующие правомерно, непременно получают за это соответствующее вознаграждение. Оно не столь велико, как могло бы быть, если бы все люди и все народы действовали так же; но все-таки оно неизмеримо больше того, что получается людьми и народами, опирающимися на призраки и заблуждения.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии