Отрицательная железная дорога

Кроме того, специфическая разрушительность протекционизма также проявляется в том, что он ведет к принудительному и искусственному увеличению стоимости межрегиональных перевозок. Одно из величайших достижений Промышленной революции, которое, наряду с другими ее достижениями, обеспечило процветание голодающим народным массам, состояло в значительном снижении стоимости перевозок. Так, например, сооружение в начале XIX в. железных дорог означало, что впервые в истории человечества товары можно будет недорого перевозить по суше. До этого водные пути – реки и океаны – являлись единственным экономически жизнеспособным способом передвижения. Делая наземный транспорт доступным и недорогим, железные дороги позволили межрегиональной наземной транспортировке разрушить господство дорогих и неэффективных локальных монополий. Результатом явилось резкое повышение уровня жизни всех потребителей. Протекционисты же стремятся к тому, чтобы положить конец этому замечательному принципу прогресса.

Неудивительно, что Фредерик Бастиа, великий французский экономист середины XIX в. и сторонник свободной конкуренции, назвал тариф «отрицательной железной дорогой». Экономические последствия активности протекционистов столь же разрушительны, как если бы они буквально уничтожали железные дороги, самолеты или корабли, а также вынуждали бы нас вернуться к дорогим способам транспортировки прошлого – горным тропам, плотам или парусным судам.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer