Введение

Мне представляется в высшей степени желательным, чтобы либералы сильно расходились во мнениях по этим предметам, и чем больше, тем лучше. Более, чем что-либо другое, нужно, чтобы эти вопросы политики для конкурентного порядка вновь стали актуальными и обсуждаемыми публично, и мы внесем важный вклад, если сумеем пробудить к ним интерес.
Ф.А.Хайек

Наибольшая угроза нашей будущей свободе исходит не от правительства, а от юридических отделов корпораций, пытающихся силой защитить то, что больше не защищается практической эффективностью или общественным договором.
Дж.П.Барлоу

Патенты и авторские права – это формы нематериальной «собственности», дающие владельцам эксклюзивное право контролировать производство и продажи специфических продуктов – литературных или художественных работ в случае авторских прав, изобретений или производственных процессов в случае патентов. Несмотря на то, что эти права объединяются под общим названием «интеллектуальная собственность», они не полностью аналогичны и не всегда могут быть обоснованы одними и теми же аргументами. Термин «интеллектуальная собственность» также используют по отношению к торговым маркам, сильно отличающимся от патентов и авторских прав. К сожалению, в последних дискуссиях термин «интеллектуальная собственность» часто используется обобщенно, тем самым размывая некоторые важные практические различия.
Торговая марка – это знак или этикетка, которая позволяет отличить продукт определенного производителя от других. Единожды зарегистрированная торговая марка дает владельцу исключительные права на контроль за ее использованием. Это гарантирует происхождение продукта, тем самым позволяя потребителю покупать продукты с большей уверенностью (таким образом, владельцы торговых марок имеют стимул поддерживать их ценность, соблюдая требования к качеству продукта) и защищает производителей от подделок (т.е. конкурентов, которые хотели бы продавать свою продукцию, пользуясь хорошей репутацией торговой марки). Торговая марка идентифицирует происхождение продукта, но не ограничивает производителей похожей (или даже идентичной) продукции и, следовательно, не носит монополистического характера патента .
Существование патентов, с другой стороны, запрещает другим производство и продажу патентованного продукта. По этой причине многие, кто поддерживает защиту торговых марок как совершенно легитимную и даже жизненно необходимую для современной капиталистической экономики, тем не менее отвергают необходимость защиты патентов на том основании, что они являются монопольными привилегиями, выданными правительством.
Цель настоящей статьи в том, чтобы детально исследовать патентные и авторские права, определить их экономические последствия и понять, в какой мере они совместимы с принципами свободного общества. Данная статья использует утилитаристский подход к проблеме с точки зрения выгод и издержек, поэтому правовые аргументы будут рассматриваться только опосредованно .

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer