63. Протекционизм логически вынужден смотреть на торговлю, как на вредное или по меньшей мере опасное дело. Наши протекционисты пробовали даже определить, когда торговля бывает полезна и когда вредна.
64. Говорят, что надо вести торговлю вдоль мередианов, а не по параллелям.
65. Говорят, что опасно торговать с государством, где заработная плата ниже, чем у нас. Если в Америке эта плата выше, нежели в Европе, то американский предприниматель может сказать: «я поставлен в менее благоприятные условия, чем мой иностранный конкурент, ибо он пользуется более дешевым трудом». Но и в таком случае и американский рабочий должен сказать: «я поставлен в более благоприятные условия, чем мой иностранный товарищ, потому что я получаю высшую плату». Если Конгресс вмешивается в дело и создает новое положение, при котором предприниматель может сказать: «мне теперь хорошо, я плачу меньше заработной платы, нежели прежде», то американский рабочий вправе будет сказать: «я поставлен теперь в худшие условия, чем прежде, ибо не получаю такой высокой платы, какую получал раньше».
Стало быть, пока созданное пошлиной повышение цены предметов потребления равно повышению заработной платы, рабочий не получает никакой выгоды: он, правда, получает больше денег, но должен и тратить их больше для содержания себя и своей семьи.
Что же касается до предпринимателя, то очевидно, что пошлины не принесут ему никакой пользы, если они имеют последствием повышение заработной платы; стремясь к их установлению, он сам себе объявляет войну.
66. Говорят далее, что опасно торговать с государствами, где заем денег обходится двумя процентами дешевле, чем у нас. Мы знаем, однако, что высота процента в атлантических штатах и в долине Миссисипи всегда разнилась на 2%; знаем также, что местности эти всегда обменивались продуктами своего труда совершенно свободно – и за всем тем долина Миссисипи из пустыни превратилась в страну, стоящую на высокой степени цивилизации и богатства.
67. Говорят, что выгоднее всего вести торговлю с народами, стоящими на низком уровне культуры.
Соединенные Штаты, как государство, не ведут торговых дел ни с каким «народом», кроме разве того случая, когда они покупают какую-нибудь территорию. Но Джон, живущий в Соединенных Штатах, ведет дело с Альваресом, живущим в какой-нибудь другой стране.
Если мне нужен каучук, я должен обратиться к дикарю, обитающему в лесах Южной Америки. Если мне нужно красное дерево, я должен обратиться к жителю Гондураса; за сахаром я обращаюсь на остров Кубу, за чаем - в Китай, за шелком и шампанским - во Францию, за бритвой – в Англию. Если я нуждаюсь в какой-либо вещи, я обращаюсь к тому, кто может доставить ее мне в наилучшем виде и за наименьшую цену, в обмен на мои продукты.
Возможно ли же с точностью определить, что такое «низшая культура» и имеет ли она больше значения, чем раса, язык, цвет кожи или религия лица, владеющего товарами, в которых я нуждаюсь?
68. Если бы в самом деле торговля должна была внушать опасения и подозрения, то нужно было бы установить правила, дающие возможность различать выгодные обмены от невыгодных. Но все попытки составить такие правила только и доказывают полную несостоятельность этого заблуждения.
Мы знаем, что даже первобытный человек, который в ледяную эпоху жил в пещерах, уже занимался торговлей. Первые дикие обитатели лесов протаптывали тропинки, по которым вступали между собой в торговые сношения и получали взаимные выгоды. Уже и тогда было дознано, что при помощи торговли можно удовлетворять наибольшее количество потребностей с наименьшим трудом и что торговля дает возможность пользоваться естественными богатствами других стран и результатами трудов наших ближних. Люди каменного периода разводили животных, улучшали дороги, изобретали повозки и лодки - и все это только в тех видах, чтобы распространить и облегчить торговлю. Глупость их была велика; они воображали, что в обменах есть обоюдная польза; несчастные не могли сообразить, что прежде всего им необходимо было составить охранительный тариф, затрудняющий всякие сношения.
Пусть в самом деле какой-нибудь социолог-протекционист разрешит - на какой ступени цивилизации торговля перестает быть выгодной и начинает нуждаться преградах и затруднениях?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии