МОРАЛЬ, КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА (Ко Всемирному Дню Свободы)

Мораль капитализма – мораль свободы

Мораль капитализма – это, прежде всего мораль свободы. Она основывается на простом и самоочевидном факте, что человек принадлежит самому себе. Из этого прямо следует, что человеку принадлежит также всё то, что является непосредственным продуктом его труда, что он получил в результате свободного обмена, в виде подарков, либо по наследству, всё то, что он получил, не используя насилия по отношению к другому человеку. Мораль капитализма – это безусловная приверженность идеи о том, что никто не имеет право заставлять человека расстаться с продуктом своего труда. Это приверженность идеи о том, что забирать в виде налога восемьдесят пять, семьдесят либо сорок процентов дохода также аморально, как, некогда, принуждение к отработке барщины на протяжении шести, пяти либо трёх дней в неделю.
Мораль капитализма – это отсутствие сомнений в том, что война, как и любой другой вид насилия не является моральнооправданым средством для достижения каких бы то ни было целей. Это отсутствие сомнений в том, что попытки правительства США при помощи военной силы, на деньги насильно собранные у налогоплательщиков, установить демократию в Ираке, так же аморальны, как некогда, попытки Советского Союза установить коммунизм в Афганистане и многих других странах.
Мораль капитализма – это глубокая убеждённость в незыблемости прав и свобод каждого человека, независимо от расовой принадлежности, места рождения, социального статуса и общественного мнения по отношению к нему. Это убеждённость в том, что 99,999% населения, голосующих за национализацию далеко не всей собственности, ненавидимого всеми, миллиардера, совершает такое же преступление, как и злодей, забирающий последний кусок хлеба у нищего. Это убеждённость в том, что неудачник, живущий на пособие по безработице поступает также аморально, как и крупный промышленник выбивающий очередную субсидию, а нарушение одним человеком прав многих людей также аморально, как нарушение многими людьми прав одного человека.
В основе морали свободы лежит также глубокое недоверие к государству и всякой концентрации власти. Из этого прямо следует вывод о том, что власть правительства должна быть рассредоточена, децентрализована и жёстко ограничена чётко определёнными функциями, за границы которых оно не при каких обстоятельствах не имеет право выходить. В соответствии с этими принципами, максимум, что может быть позволено правительству – это защита жизни, свободы и собственности граждан.
Мораль капитализма и свободы – это вера в себя и свои силы. Это уверенность в том, что только собственная деятельность и творчество, а также взаимнодобровольное сотрудничество с другими людьми, а не поиски помощи государства, являются самыми лучшими, самыми моральными и самыми естественными средствами достижения успеха. Именно в соответствии с этой идеей ответили французскому королю Людовику XV уличные торговцы, когда он спросил: “Чем я могу вам помочь?”. Они сказали: “Laissez-nous fаire, laissez-nous passer. Le monde va de lui-meme” (“Позвольте нам действовать, оставьте нас в покое. Мир движется сам по себе”). Они ответили так, потому что понимали, что лучшее, что может сделать государство, в данном случае в лице короля, это не мешать им действовать, заниматься своим делом. Так родился знаменитый либертарианский лозунг “laissez faire”.

Государство считает нас своей собственностью

Мораль капитализма – это вера в то, что каждый человек не может быть ничьей собственностью. Вера в то, что ни какой-либо другой человек, ни абстрактное государство, ни человечество не имеют никаких прав на его личность, его жизнь, свободу и собственность. Да, сегодня рабство, как пренадлежность одного человека другому, кануло в лету но порабощенее нас государством никуда не ушло, а по некоторым аспектам даже усилилось. Государства всего мира по-прежнему считает граждан своей собственностью.
Государство считает граждан своей собственностью, когда оно берёт на себя право регулировать количество населения своей страны. Когда оно ограничивает рождаемость, как в Китае, либо стимулирует, как в России, либо рассуждает об оптимальном количестве населения в 25-30 миллионов человек, как делает президент Беларуси, указывая на усиление безопасности и обороноспособности страны. Всех их объединяет одно. Отношение к людям, как к ресурсу, которого может быть в избытке, либо недостатке.
Мы рассматриваемся, как собственность государства, когда оно призывает нас служить в армии. Даже сам глагол “служить” указывает в данном случае на взаимоотношения по модели “слуга-господин”. Да, в некоторых случаях предлагается иная, альтернативная служба, но это, расширяя выбор, нисколько не изменяет рабский характер подобной работы. Это то же самое, как если бы рабовладелец предложил рабу выбор между обработкой плантаций с кофе и с хлопком.
Государство считает людей своей собственностью, когда рассматривает возможность принудительного распределения студентов, платящих за своё обучение. Сам термин “распределение” указывает на отношение к людям, как к какому-либо товару, который нужно каким-то образом распределять.
Государство относится к нам, как к своей собственности, когда защищает нас от самих себя, запрещая наркотики, алкоголь, проституцию и т.д. В этом случае, отказывая людям в праве на самих себя, государство относится к гражданам, как фермер относится к домашним животным, которых надо поддерживать в хорошем состоянии, чтобы затем получить от них наибольший доход.
Государство относится к гражданам, как к своей собственности, когда считает себя вправе забирать часть собственности граждан, результатов их труда. В этом случае граждане косвенно принуждаются к отработке какого-то времени в пользу государства, что в сущности и является формой рабства.

Все лучшие достижения – плоды свободы

Несмотря на все попытки государства поработить человека, лишить его свободы действовать, люди на протяжении истории достигали всё более и более высокого уровня жизни и благосостояния. Это происходило именно потому, что всё лучшее когда-либо созданное на земле является плодом свободной деятельности человека. Так, культура и искусства процветали в Древней Греции, а не в восточных деспотиях. Абсолютное большинство изобретений и научных открытий были результатом труда независимых учёных и исследователей, а не государственных планов и программ. Китай совершил большой скачок в своём развитии, когда стал на путь продвижения к свободному рынку, а не когда того хотел Мао Цзедун. То же самое касается и науки. Во второй половине XX века лишь незначительную часть Нобелевских премий получили представители коммунистических стран, хотя в них проживала едва ли не половина населения земного шара.
В это же время блестящих успехов в экономике достигли, сделавшие ставку на экономическую свободу, Азиатские Тигры, а не погрязшие в планировании страны Африки. Сделавшая ставку на государственное регулирование и протекционизм, Венесуэла сегодня имеет более низкий уровень жизни, чем 50 лет назад, в то время, как такие страны, как Гонконг, Тайвань, Ботсвана и многие другие повысили его более, чем в 10 раз.
Как показывают разнообразные рейтинги эконмической и гражданских свобод, в свободных странах богаче живут все, как беднейшие, так и более богатые граждане. При этом стоит заметить, что простое сравнение богатства не принимает во внимание всех тех возможностей, которые открывает перед нами свобода.
Из рейтингов экономической свободы мы можем также увидеть, что люди в экономически свободных странах имеют лучшую экологию, живут дольше, меньше болеют, получают более качественное образование и коммунальные услуги.
Таким образом одно средство для счастья и процветания миллиардов людей есть. Оно просто и понятно для всех. Это – свобода.

Нарушения принципов свободы вредят всегда

Также мораль капитализма подразумевает понимание того, что нарушения принципов свободы вредят всегда, какими бы благими не были намерения нарушителей. Более того, такие нарушения приводят к результатам прямо противоположным тем целям, к которым стремились нарушающие. Это является следствием того, что они стремясь подогнать людей под определённый стандарт, не учитывают наличия у каждого человека своего собственного мнения относительно правильности тех или иных действий. Как писал Адам Смит: “Человек системы... склонен в своей самонадеянности превозносить свою мудрость... Он, по-видимому, воображает, что может руководить членами огромного общества с той же легкостью, с какой рука передвигает фигуры на шахматной доске; он не думает при этом, что фигуры на шахматной доске не имеют никакого иного источника передвижения, кроме человеческой рук, и в то время как на огромной шахматной доске человеческого общества всякая фигура имеет свой собственный принцип движения, часто отличающийся от предписанного ей по закону. Когда они совпадают и действуют в одном направлении, то игра человеческого общества будет проходить легко и гармонично, и весьма вероятно, что она закончится удачей. Если же эти принципы взаимно исключают друг друга, игра будет протекать плохо, и общество навсегда останется в состоянии хаоса.
Так запрет на употребление алкоголя в СССР во второй половине 80-х не привёл к более здоровому образу жизни. Его результатом стал всплеск отравлений некачественным алкоголем и взрывной рост наркомании и таксикомании.
Запрет на разводы в Чили не привёл к укреплению семьи. Его результатом стал лишь рост количества детей рождённых вне брака, число которых давно превысило количество детей рождённых в браке. Такой результат явно не входил в замыслы сторонников подобного запрета, но именно такой результат мог бы предвидеть любой здравомыслящий человек.
Война с наркотиками в США не привела к избавлению США от наркомании. Напротив, сегодня США подвержены наркомании больше, чем какая-либо другая страна мира. Кроме того война с наркотиками создала ужасающую коррупцию в полиции, борьбу между наркобаронами за сферы влияния, чего никогда бы не возникло, если бы в данной сфере существовал свободный рынок. Тем временем, сегодня, число употребляющих наркотики в США ничуть не меньше, а, напротив, больше, чем до начала войны. Американские тюрьмы переполнены заключёнными за простое употребление(!) наркотиков. А деятельность по борьбе с наркотиками высасывает деньги налогоплательщиков и время полиции на борьбу с убийствами и воровством.
Запрет на хранение и владение оружием не делает жизнь людей более безопасной . Более того количество убийств на душу населения в России, где владение оружием запрещено, в 6 раз превышает аналогичный показатель Швейцарии и в 3 раза США, где оно не запрещено. Такой результат не должен никого удивлять. Ведь всем известно, что преступники не исполняют законы. А подобный запрет лишь делает миллионы законопослушных граждан беззащитными.
Подобные запреты, противоречащие принципам свободы, никогда не приносили и не будут приносить желаемых результатов именно потому, что они не учитывают естественной склонности людей принимать самостоятельные, не продиктованные госчиновниками, решения.

East or West Freedom is Best

Капитализм и свобода представляют собой самую эффективную, самую моральную систему именно потому, что они предоставляют людям возможность выбирать и дают им наивысший уровень благосостоянии на который они только могли рассчитывать. Эта система эффективна в любой точке земного шара. Она приносит богатство и процветание везде: в Южной Корее и Ботсване, в Чили и Эстонии, в США и Австралии. Нет такой страны и такого народа, который, создав свободное государство, не продвигался бы неуклонно к богатству и процветанию.
Ещё Дэвид Юм в XVIII веке на вопрос о том, почему Китай не процветает также, как процветает Европа отвечал:”Потому что там людям не дано благоденствовать в условиях свободы.” Не потому, что у жителей Китая не та культура, либо они исповедуют не ту религию, не потому, что они ленивые либо не имеют склонности к торговле. А потому, что у них нет того, что необходимо для реализации всех имеющихся у каждого человека талантов и навыков – свободы.
Мораль капитализма – это глубокое понимание того места, которое должно отводиться свободе. Понимание того, что, несмотря на все блестящие достижения, которые даёт нам свобода в любой точке мира, её значимость не исчерпывается лишь этим. Понимание того, что, как сказал Лорд Актон: “Свобода не является средством для достижения высших политических целей, свобода и есть высшая политическая цель”.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer