Большинство разновидностей социализма основывается на единогласии в отношении своих целей. Все работают во славу нации, для всеобщего блага, или еще для чего-то, и все одинаково понимают, что означает та или иная цель, по крайней мере, в общих чертах. Экономической проблемы, традиционно определяемой как проблема распределения ограниченных ресурсов между различными сферами, не существует. Понятие экономики сводится к технической проблеме – как лучше использовать имеющиеся ресурсы для достижения общей цели.
Структура капиталистического общества безоговорочно принимает тот факт, что у разных людей имеются разные цели, и что общественные институты должны позволить существование этих различий.
Существует один фактор, который отличает социализм: капитализм делает упор на конкуренции, в то время как социализм опирается на кооперацию. Это одна из причин того, почему социализм кажется таким привлекательным, если рассматривать его в общих чертах. Если у всех нас разные цели, мы, в каком-то смысле, находимся в конфликте друг с другом; каждый из нас желает, чтобы дефицитные ресурсы использовались в угоду его целям. Институт частной собственности позволяет сосуществовать кооперации и конкуренции: мы торгуем друг с другом, чтобы каждый мог использовать свои ресурсы наилучшим для него образом, но фундаментальный конфликт целей при этом остается. Означает ли это, что социализм лучше? Причиной того, что женщины должны всегда ходить в бикини, а мужчины – никогда не носить зонты, является исключительно наше желание всегда иметь солнечную погоду.
Существует разница между тем, что позволяет система, и тем, что она требует от вас. Если в капиталистическом обществе каждого убедить в желательности одной общей цели, ничего при капитализме не может помешать вам объединиться для ее достижения. Капитализм допускает конфликт целей, но не требует его наличия.
Социализм же не принимает его. Это не означает, что если мы установим социалистические структуры, каждый будет неизменно следовать общим целям. Такой эксперимент уже проводился и доказал, что это не так. Это только означает, что социализм состоятелен только при наличии у людей общих целей. Если же нет, то он гибнет, или, что еще хуже, превращается в чудовищную пародию социалистических идей, как это было в Советском Союзе.
В этой стране подобный эксперимент много раз проводился уже в более поздние времена. Общины, которые выживают в таких условиях, все в начале объединены общей целью под руководством сильного религиозного или харизматического лидера. А другие умирают.
Я был свидетелем именно такой ошибки среди либертарианцев, которые предпочитают ограничить управление страной условиями анархо-капитализма. Такое лимитированное правительство, говорят они, гарантирует универсальную справедливость, основанную на объективных принципах. При анархо-капитализме, говорят они, закон различается от одного населенного пункта к другому и от человека к человеку, согласно иррациональным желаниям и вере в то, что существуют разные клиенты, которых должны обслуживать разные правозащитные и судебные агентства.
Этот аргумент допускает, что лимитированное управление учреждается обществом, большинство или все члены которого верят в одни и те же справедливые принципы закона. При наличии такого общества анархо-капитализм произведет те же единые, справедливые законы, и не будет на рынке другого закона. Но так же, как и капитализм вмещает разнообразие индивидуальных целей, анархо-капитализм может вместить разнообразие индивидуальных мнений о справедливости.
В идеале объективистское общество с лимитированной управленческой структурой более совершенно, чем анархо-капиталистическое общество, точно так же, как идеал социализма лучше капитализма. Социализм лучше относится к идеальным людям, чем капитализм к несовершенным своим членам; лимитированное управление лучше для совершенных людей, чем анархо-капитализм для несовершенных. Конечно, лучше носить бикини в солнечную погоду, чем плащ, когда идет дождь. И это не аргумент против того, чтобы захватить с собой зонтик.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии