Фридерик Бастиа

XXIV. СПОСОБНОСТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Человечество способно совершенствоваться; оно прогрессирует ко все более высокому уровню своего существования; его богатство растет и все более равномерно распределяется между людьми; его идеи ширятся и очищаются от всего наносного; его ошибки и заблуждения постепенно исчезают, а вместе с ними исчезает и угнетение, которому ошибки и заблуждения служат опорой; свет его знаний брызжет все ярче и ярче; его нравственность совершенствуется; с помощью рассудка и опыта оно научается черпать из собственной ответственности все большее и большее вознаграждение и все меньше наказывает само себя за те или иные промахи; следовательно, зло беспрерывно убывает, а благо растет и ширится. Во всем этом нет никакого сомнения, когда тщательно изучаешь натуру человека и самый принцип его деятельности, принцип, сопряженный с наличием у него интеллекта, о чем поведало нам Моисеево откровение: человек создан по образу и подобию Божию.

Мы слишком хорошо знаем, что человек несовершенен. Если бы он был таковым, он был бы не подобием Бога, а самим богом. Так что он безусловно несовершенен, он может совершать ошибки и страдать. А если бы, сверх того, он был бы неподвижен, стационарен, то он не мог бы и претендовать на привилегию быть подобием совершенного Существа.

XX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Есть в этой моей книге одна доминирующая мысль, пронизывающая все ее страницы и оживляющая все ее строки. Мысль эта всегда первая у христианина: я верую в Бога.

В отличие от меня некоторые экономисты говорят: «Мы не очень веруем в Бога, так как видим, что природные законы ведут в пропасть. Тем не менее мы утверждаем: «Пусть все идет так, как идет», — потому что мы еще меньше веруем в самих себя и понимаем, что все человеческие усилия, направленные на остановку действия этих законов, лишь приближают катастрофу».

В отличие от меня социалисты говорят и пишут: «Мы делаем вид, что веруем в Бога, но, по сути, мы веруем лишь в самих себя, потому что мы отвергаем принцип «Пусть все идет так, как идет» и считаем, что любой из наших планов выше плана Провидения».

Я же говорю: «Пусть все идет так, как идет», или, иными словами, «уважайте свободу, человеческую инициативу...»[1]

XIX. ВОЙНА

Среди всех обстоятельств, обрисовывающих облик народа, его моральное состояние, характер, привычки, законы, гений, превыше всего находится и вбирает в себя все остальное тот способ, с помощью которого он добывает себе средства существования. Это заметил Шарль Конт, и удивительно, что его замечание не нашло отражения в науках о нравственности и в науках политических.

Указанное высшее обстоятельство воздействует на человеческий род в двух аспектах, равным образом со всей мощью проявляющих себя. Это непрерывность и всеобщность. Жить, сохранять себя, развиваться, воспитывать членов семьи — это не то дело, которое ограничено временем, местом, вкусом, мнением, выбором. Но это повседневное занятие, вечное и неизбежное для всех людей, эпох и стран.

XVII. ЧАСТНЫЕ УСЛУГИ, ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ

Услуги обмениваются на услуги.

Равноценность услуг определяется их добровольным обменом, которому предшествует свободный торг.

Иными словами, в социальной среде всякая услуга стоит столько, сколько и любая другая услуга, уравновешивающая ее, то при этом, разумеется, и предложения, и спрос должны существовать в условиях свободы, сравниваться между собой, обсуждаться.

Не приходится рассуждать об идее ценности, это просто невозможно, ели идея эта не сопровождается идеей свободы.

Когда никакое насилие, никакое ограничение или жульничество не нарушает равноценности услуг, можно утверждать, что господствует справедливость.

XVI. О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ

Я долго не подступался к этой главе, потому что хотел отмежеваться от грубых нападок, которым подвергался Мальтус. Странная вещь: совершенно малозначащие писаки, бесталанные, невежественные, сумели, повторяя друг друга, оклеветать в глазах общественности серьезного, добросовестного, человеколюбивого автора и изобразить как абсурдную систему, которая, по меньшей мере, заслуживает изучения и серьезного к себе внимания.

Ничего удивительного нет в том, что я не во всем разделяю идеи Мальтуса. Всякий вопрос имеет две стороны, и я думаю, что Мальтус сосредоточился исключительно на теневой, мрачной стороне. Мне же, должен прижаться, нередко доводилось в моих экономических исследованиях приходить к выводу: все, что делает Бог, Он делает хорошо. А когда логика вела Меня к иному умозаключению, я переставал доверять логике. Я знаю, что для ума опасна предвзятость. Но пусть сам читатель судит после прочтения этой главы, да и всего моего труда, ввела ли меня в заблуждение моя предвзятость. При всем при том ничто не помешает мне признать, что во взгляда» этого прекрасного экономиста содержится очень много правды; ничто не помешает мне, в особенности, воздать должное его горячей любви к человечеству, пронизывающей каждую написанную им строку.

XIII. О РЕНТЕ.

Когда ценность земли увеличивается и если при этом растут цены на продукты земли, я бы понял, почему вызывает возражения теория, изложенная в этой моей книге (в главе IX). Тогда можно было бы сказать: «По мере развития цивилизации условия существования трудящегося ухудшаются по сравнению с условиями существования собственника. Быть может, такова фатальная необходимость, но это безусловно негармоничный закон».

К счастью, дело обстоит не так. Как правило, те самые обстоятельства, которые ведут к росту ценности земли, влекут за собой снижение цен на продукты питания, получаемые от земли... Поясним это примером.

Допустим, в десяти лье от города имеется земля, стоящая 100 фр.; потом проложили дорогу, проходящую рядом с этим полем, и земля, с которой стало легче вывозить урожай, стоит уже 150 фр. Затем собственник, получив, благодаря дороге, возможность кое-что благоустроить, разнообразить продукты, внести еще какое-нибудь улучшения, повышает ценность своей земли до 200 фр.

Таким образом, ценность поля удвоилась. Рассмотрим это удвоение прежде всего с точки зрения справедливости, а потом с точки зрения полученной полезности, притом полученной не собственником земли, а потребителями города.

VI. БОГАТСТВО

И так, во всем, что способно удовлетворять наши нужды и желания, надо видеть и различать две вещи — сделанное природой и делаемое человеком, даровое и требующее труда, дары Бога и услуги человека, полезность и ценность. В одном и том же предмете первое может быть огромным, а второе — совершенно неприметным. Первое может оставаться неизменным, а второе беспредельно уменьшаться и уменьшается в действительности, когда тот или иной изобретенный нами способ действий дает нам тот же результат, но с меньшими усилиями.

Здесь уже можно предугадать одну из величайших трудностей, один из самых обильных источников недоумений, споров и недоразумений, с которыми сталкиваешься у самого порога, прежде чем перешагнешь его, чтобы войти в храм науки.

Что такое богатство ?

Богаты ли мы в той степени, в какой можем располагать полезностями, то есть в какой мы можем удовлетворять наши нужды и желания? «Человек беден или богат, — говорит А. Смит, — в зависимости от того, сколькими полезными вещами он обладает, которыми может пользоваться».

V. ПО ПОВОДУ ЦЕННОСТИ.

Рассуждения — скука. Рассуждения о ценности — скука из скук.

Множество малоопытных авторов, берясь за решение какой-нибудь экономической проблемы, совершенно забывали хоть как-нибудь определить понятие ценности.

По так или иначе и приходилось признавать, что такое игнорирование ни к чему не ведет. Теория ценности нужна политической экономии, как простое счисление нужно арифметике. Наш математик Безу оказался бы в безвыходном положении, если бы, не желая утомлять учащихся, он принялся учить их четырем правилам и пропорциям, не объяснив предварительно значения самых обыкновенных цифр.

Ах, если бы читатель мог предугадать восхитительные следствия, выводимые из теории ценности! Он не побоялся бы тогда скуки, усваивая, пусть не без труда и напряжения, первые понятия о ней, как усваивают, тоже не без утомления, начальные элементы геометрии, но зато потом открывается великолепное поле, где есть где разгуляться уму.

Однако такого рода предвосхищение вряд ли возможно. Однако чем усерднее я стараюсь размежевать понятие ценности и понятия полезности или труда и показать, как наука спотыкается на их смешении, тем больше публика усматривает в таком довольно-таки тонком разборе бесплодные потуги, могущие заинтересовать разве что узких специалистов.

Выравнивание условий производства

«Экономические софизмы». Часть первая, софизм четвертый

Говорят... Но, чтобы не быть обвиненным в том, что я вкладываю ложные выводы в уста защитников покровительства, я лучше приведу слова одного из его самых энергичных поборников.

«Мы считаем, что во Франции покровительство должно ограничиваться обложением ввозимого товара лишь такой пошлиной, которая равнялась бы разности между издержками производства этого товара во Франции и той стране, откуда он привозится... Покровительственная пошлина, основанная на этом расчете, обеспечивает лишь свободную конкуренцию..., так как конкуренция существует только при одинаковых условиях и издержках производства. На бегах определяют вес, который будет везти каждая лошадь, и выравнивают условия; без этого не может быть и состязания. В торговле, если один из продавцов может предложить товар дешевле, то он перестает уже быть состязателем и делается монополистом...

Уничтожьте покровительственную пошлину, представляющую разницу производства, и иностранцы завалят наш рынок своими товарами и приобретут монополию» (Виконт де Романе).

«Каждый должен желать, как для себя, так и для других, чтобы производство страны было защищено от иностранной конкуренции, во всех тех случаях, когда последняя может доставлять товары по более низкой цене» (Матьё де Домбаль).

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer