Экономическая и социологическая теория налогообложения. 3. Комментарии

[1] Праксеология - общая наука о человеческой деятельности, изучающая неотъемлемые категории человеческого действия и логические следствия из них. Экономическая теория является разделом праксеологии. Подробнее см.: Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000. С. 5-13. - Примеч. перев.

[2] Исключительно дескриптивный анализ налогообложения содержится, например, в учебнике:Miller (1988), гл. 6.

[3] Say (1964). P. 447.

[4] Say (1964). P. 446; к вопросу об экономическом анализе налогообложения у Сея см. также Rothbard (1981), особенно p. 551-54.

[5] <Редкость> - свойство, отличающее экономические блага от других типов объектов. Благо является редким, если оно имеется в недостаточном количестве, чтобы удовлетворить всевозможные потребности, поэтому оно имеет ненулевую цену при обмене. Примеры редких благ - земля в городской черте, хлеб и т. д. Пример объекта, не являющегося редким благом,- воздух для дыхания у земной поверхности. - Примеч. перев.

[6] Альтернативные издержки (opportunity costs) того или иного действия - ценность (или полезность) тех действий, от которых индивид отказался ради того, чтобы совершить данное действие. Например, при покупке товара альтернативные издержки - это полезность других товаров, которые можно было бы купить на потраченные деньги; альтернативные издержки труда - время, которое можно было потратить на досуг и т. д. - Примеч. перев.

[7] См. об этом также Rothbard (1970), раздел 12.8; Rothbard (1977), гл. 4, 1-3.

[8] О временн'ых предпочтениях, процентных ставках и об удлинении периода производства (производственного цикла) как условии развития цивилизации см.: Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Гл. XVIII-XX. - Примеч. перев.

[9] Валовой национальный продукт - статистический показатель количества товаров и услуг, произведенных гражданами страны. В настоящее время, как правило, используется другой показатель - валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий количество товаров и услуг, произведенных на территории страны. - Примеч. перев.

[10] post hoc ergo propter hoc (лат.) - <после этого - значит вследствие этого>. - Примеч. перев.

[11] Say (1964). P. 448.

[12] В специальной литературе это явление часто именуется <эффектом дохода>. - Примеч. перев.

[13] См. об этом также Rothbard (1977). P. 95 f.

[14] Зависимость ценности благ для человека от времени ожидания. - Примеч. перев.

[15] В этом месте одно из возможных возражений состоит в том, что налоговые поступления попадают в чьи-то руки - правительственных ли чиновников или получателей правительственных трансфертов, - и что вследствие роста доходов у них падает ставка временного предпочтения, чем отчасти компенсируется ее увеличение со стороны налогоплательщиков. Поэтому общий уровень временн'ых предпочтений в обществе и структура производства остаются неизменными. Однако этот аргумент совершенно ошибочен. Прежде всего, что касается правительственных расходов, то они вообще не могут считаться инвестициями. Это не что иное, как потребление, и только потребление. Например, Ротбард (Rothbard (1977). Р. 98) объяснял это следующим образом:
<:В экономике, основанной на разделении труда, средства производства создаются инвестором не ради самого процесса, а для того, чтобы использовать их для производства благ более низкого порядка и, в конечном итоге, потребительских благ. Короче говоря, особенностью инвестиционных расходов является то, что они используются для удовлетворения нужд не инвестора, а других людей - потребителей. Но когда правительство конфискует ресурсы частного сектора экономики, это есть не что иное, как пренебрежение желанием потребителей; когда правительство инвестирует в любые блага, оно делает это, чтобы удовлетворить прихоти правительственных чиновников, а не желания потребителей>. Таким образом, правительственные расходы по определению не могут считаться способом удлинения производственной структуры и, следовательно, уравновешивать рост ставки временного предпочтения налогоплательщиков. С другой стороны, <что касается трансфертных расходов правительства (включая заработную плату бюрократов и субсидии привилегированным группам населения), часть этих средств действительно будет сберегаться и инвестироваться. Однако эти инвестиции не будут отражать добровольных пожеланий потребителей, а будут представлять собой вложения в те направления производственной деятельности, которые нежелательны для производительных потребителей: Если вдруг налоги исчезнут, то <:> новые инвестиции, сделанные в расчете на спрос привилегированных групп, окажутся ошибочными (ложными)инвестициями (mal-investments)>. Следовательно, трансфертные расходы также не могут рассматриваться в качестве компенсации сокращения налогоплательщиками временной структуры производства. Самое большее, что могут вызвать такие расходы, - это удлинение временной структуры ошибочного (неверного) производства (mal-production). <При любой налоговой ставке, - заключает Ротбард, - государственное потребление неизбежно приводит к тому, что результатом налогообложения доходов будет увеличение ставок временн'ых предпочтений и сокращение сбережений и инвестиций>.

[16] См. эмпирические (и поэтому нерелевантные) исследования, посвященные относительной важности эффекта дохода и эффекта замещения: Atkinson, Stiglitz (1980). Р. 48 ff.; Stiglitz (1986). Р. 372; Break (1974). Р. 180 ff.

[17] Здесь опять становится очевидным то, о чем уже говорилось ранее в примечании 15 в несколько иной связи, а именно: почему является фундаментальной ошибкой считать, будто налогообложение может оказывать <нейтральное> воздействие на производство, поскольку любое <отрицательное> влияние на налогоплательщиков может быть компенсировано соответствующим <положительным> эффектом, оказываемым на налогополучателей. Что упускается в такого рода рассуждениях? Дело в том, что введение налогообложения не только подразумевает благоприятствование не-производителям за счет производителей. Оно вдобавок изменяет издержки, связанные с различными методами получения дохода, причем делает это в равной степени для производителей и
не-производителей. Теперь становится менее накладным получать дополнительный доход непроизводительным способом, т. е. не с помощью действительного производства большего количества благ, а путем участия в процессе не контрактного овладения уже произведенными благами. И если эта новая структура стимулов воздействует на то же самое население, то длительность временной структуры производства неизбежно сократится, что, в свою очередь, приведет к уменьшению объемов производства.

[18] См. например, Baumol, Blinder (1979). P. 636 ff.; Fusfeld (1987). P. 639 ff.; Ekelund, Tollison (1988). Р. 463 ff., Р. 469 ff.; Fisher, Dornbusch, Schmalensee (1988). Р. 385 ff.

[19]О невозможности чистого налога на потребление см. также Rothbard (1977). Р. 108 ff. - Примеч. авт.

Чистым налогом на потребление нередко объявляют НДС. См.: Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М.: Институт экономики переходного периода, 2000. С. 416 и далее; также см. справку <Что такое НДС> в настоящем выпуске <Отечественных
записок>. - Примеч. перев.

[20] aumol и Blinder (1979. Р. 636) рисуют кривую спроса, изменяющуюся в результате введения налога!

[21] Во избежание недоразумения, еще раз отмечу: в той мере, в какой анализ распределения налогового бремени, представленный в учебниках, ограничивается указанием на этот факт, он, разумеется, полностью корректен. Но даваемая ими интерпретация этого феномена является глубоко ошибочной.

[22] См. об этом также Rothbard (1970). Р. 809.

[23] Если налог не оказывает непосредственного воздействия на величину предложения - как это может иметь место в краткосрочной перспективе, то, как следует
из вышеизложенного анализа, установленная цена вообще не изменится, так как ее повышение (в качестве реакции на налогообложение) означало бы выход на эластичный сегмент кривой спроса. В долгосрочной перспективе предложение будет относительно сокращаться, и цены с неизбежностью сместятся в этого сегмент. В любом случае, перекладывания налогового бремени на покупателя не произойдет. См. об этом также Rothbard (1970). Р. 807 ff. и Rothbard (1977). Р. 88 ff.

[24] Признание этих различий между экономикой, с одной стороны, и историей и социологией, с другой, разумеется, не означает, что первая дисциплина не имеет никакого значения для двух других. На самом деле ни одна общественная наука не может обойтись без экономической теории, поскольку она формулирует утверждения о том, чего ни при каких условиях не может произойти в мире социальных процессов, а что в определенных условиях произойдет с неизбежностью. Иными словами, законы экономической теории являются логическими ограничениями для любого исторического или социологического объяснения; любое описание событий, предложенное историком или социологом, нарушающее эти законы, следует оценивать как совершенно ошибочное. Обратное утверждение неверно: экономическая теория может быть сформулирована и развиваться и в отсутствие исторического и социологического знания. Единственное последствие - это то, что такая экономика будет, по всей вероятности, не слишком интересной, так как в ней не описываются примеры из реальной жизни и практические приложения - как если бы кто-нибудь взялся написать экономическую теорию налогообложения при том, что в истории отсутствовали бы примеры этого явления. - О взаимоотношении экономической теории и исторической науки см.: Mises (1985); Hoppe (1988).

[25] См. также: Oppenheimer (1914), особ. с. 24-27; Rothbard (1977). Гл. 2.

[26] О теории государства, изложенной в последующих абзацах, в дополнение к работам, приведенным в предыдущей сноске, см. также: Spencer (1970); Herbert (1978); Nock (1983); Rothbard (1978); Rothbard (1982); Hoppe (1987); Jasay (1985).

[27] Эта центральная идея <школы общественного выбора>, в лице ее главнейших представителей, формулируется следующим образом: <Как экономические, так и политические отношения представляют собой совместные действия двух и более индивидов. И рынок, и государство служат средствами организации и, соответственно, осуществления этих совместных действий. Люди действуют совместно, обмениваясь товарами и услугами на организованных рынках, и такое сотрудничество приносит взаимную выгоду. Индивид вступает в отношения обмена, преследуя свои собственные интересы, которые он реализует, обеспечивая контрагента некоторыми товарами или услугами, приносящими тому прямые выгоды. С позиций индивидуалистической концепции государства бывают политические, или коллективные. Действия аналогичны отношениям обмена. Двое или более индивидов обнаруживают, что для них взаимовыгодно объединить усилия для реализации определенных совместных целей. Практически они <обменивают> ресурсы на продукт, потребляемый всеми> (Buchanan, Tullock (1965). Р. 19; русское издание - с. 54). Й. Шумпетер (Schumpeter (1942). Р. 198; русское издание - с. 267, прим. 11 ) по этому поводу замечает: <Существование теории, проводящей аналогию между налогами и членскими взносами в клуб или, скажем, оплатой услуг врача, свидетельствует лишь о том, насколько далека эта область обществоведения от научного подхода>. Г. А. Менкен (Mencken (1949). Р. 146-147), имея в виду тезис, подобный высказанному Бьюкененом и Таллоком, говорит: <Простой человек, каковы бы ни были его ошибки по иным поводам, по крайней мере ясно видит, что государство - это нечто отдельное от него и от большинства его собратьев, что оно является внешней, независимой от него и враждебной ему силой, которую он может лишь отчасти контролировать и которая способна нанести ему огромный ущерб: Разве не имеет значения тот факт, что обворовать правительство повсеместно считается меньшим преступлением, чем сделать то же самое с отдельным человеком или даже с корпорацией?.. Когда грабят частного гражданина, достойный человек лишается плодов своего труда и своей бережливости; но самое худшее, что может произойти в случае, если ограблено государство, - это то, что несколько мошенников и бездельников получат в свое распоряжение меньшую сумму денег. Не возникает даже мысли о том, что они заработали эти деньги, для любого здравомыслящего человека она выглядит просто смешной. Эти люди - просто мерзавцы, которые в силу непредвиденных последствий закона получили довольно сомнительное право распоряжаться частью доходов, заработанных их согражданами. Когда эта доля уменьшается по инициативе частных лиц, то такое дело скорее уж заслуживает похвалы>

[28] См. также Rothbard (1974), особ. Р. 37-42.

[29] Можно подумать, что правительство могло бы достичь такого невероятного результата просто с помощью более совершенного оружия: так сказать, угрожая атомными бомбами вместо пушек и ружей. Однако поскольку реалистично предположить, что технологические know-how производства более мощного оружия едва ли можно сохранять в секрете длительное время, особенно если это оружие применялось в деле, из этого следует, что вместе с усовершенствованием орудий устрашения будут совершенствоваться и средства сопротивления. Поэтому усиление мощи вооружений также не может дать адекватного объяснения.

[30] Достаточно вспомнить о многочисленных государствах, дошедших до того, что любой человек, совершивший этот страшный грех - попытавшийся покинуть территорию страны и уйти куда-нибудь в другое место, - безжалостно расстреливался.

[31] Тесной взаимосвязи между государством и войной посвящены следующие важные исследования: Krippendorff (1985) и Tilly (1985).

[32] Этот тезис опровергает все толки о невозможности без государственного (анархического) строя, поскольку показывает, что отношения внутри государственного аппарата представляют собой разновидность анархии - политическую анархию. Он был разъяснен в важной статье Cuzan: <Везде, где устанавливаются или существуют правительства, анархия запрещена для всех членов общества, обычно называемых подданными или гражданами. Они не могут более строить свои отношения друг с другом на своих условиях: Все члены общества должны включить извне в свои отношения некую третью сторону - правительство - третью сторону, обладающую силой принуждения, чтобы заставить исполнять ее предписания и наказать непослушных:Однако этого порядка, установленного для общества и предусматривающего участие третьей стороны, не существует в отношениях между теми, кто сам осуществляет государственную власть. Иными словами, не существует третьей стороны при вынесении суждений и приведении их в исполнение среди отдельных членов, составляющих саму эту третью сторону. Члены правящей группы друг в отношении друга остаются в состоянии анархии. Они улаживают споры и конфликты между собой, не прибегая к государству (т.е.чему-то, находящемуся вне их самих). Анархия по-прежнему существует. Но если в отсутствие государства это анархия свободного рынка, или естественная, теперь это - политическая анархия, или анархия внутри самой власти> (Cuzan (1979). Р. 152-153).

[33] Internal Revenue Service - Федеральная налоговая служба США. - Примеч. перев

[34] Одна из классических формулировок этого тезиса принадлежит Д. Юму, который в своем трактате <О первоначальных принципах правления> писал: <Ничто не представляется более удивительным тем, кто рассматривает человеческие дела философски, чем та легкость, с которой меньшинство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которым люди отказываются от собственных мнений и аффектов в пользу мнений и аффектов своих правителей. Если мы будем исследовать, при помощи каких средств достигается это чудо, то обнаружим, что так как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мнения. Поэтому правление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и диктаторские системы правления, так и на самые свободные и демократические. Египетский султан или римский император мог понукать своими безответными подданными, как бессловесной скотиной, вопреки их чувствам и склонностям; но они по крайней мере должны были руководить своими мамелюками или преторианской гвардией как людьми в соответствии с их мнением> (Hume (1971), русский перевод: Юм Д. Сочинения. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 503-504)

[35] Относительно приведенных ниже рассуждений см.: Rothbard M. N. Left and Right: TheProspects of Liberty// Rothbard (1974).

[36] Важная роль, которую сыграла международная анархия в разложении феодализма и росте капитализма, справедливо подчеркивалась Бехлером (Baechler (1976), особ. гл. 7). Он пишет: <Постоянное расширение рынка, как в пространственном отношении, так и вглубь, было результатом отсутствия политического порядка, единого на всем пространстве Западной Европы> (p. 73). <Своим источником и raison d'etre (<причиной существования> (фр.). - Ред.) экспансия капитализма обязана политической анархии: Коллективизм и государственное управление торжествовали только в школьных учебниках> (ibid. Р. 77). <Всякая власть стремится к тому, чтобы стать абсолютной. Если она не является таковой, то лишь благодаря тем или иным ограничениям, которые вступили в игру <:>, и те, кто находятся у власти, в ее средоточии, непрестанно стремятся ослабить эти ограничения. Они никогда не достигают успеха по причине, которая, как мне кажется, так же неразрывно связана с международной системой: ограниченные возможности для действий власти на внешней арене и постоянная угроза иностранного вторжения (две характерные черты многополярной системы) имеют своим следствием то, что власть так же ограничена в своих действиях внутри страны и вынуждена полагаться на независимые центры принятия решений, причем она может использовать их весьма бережно> (ibid. P. 78).

[37] Главной характеристикой современной традиции естественного права (представленной Св.Фомой Аквинским, Луисом Молиной, Франсиско Суаресом и испанскими схоластами конца XVI века, а также протестантским мыслителем Гуго Гроцием) является последовательный рационализм, т. е. идея имеющих универсальное значение, абсолютных и не изменных принципов человеческого поведения, которые, будучи в конечном итоге независимыми от каких бы то ни было теологических представлений, должны быть открыты и обоснованы разумом и только разумом. Как пишет Коплстон (Copleston (1955). Р. 213-214), человек <не может, так сказать, читать мысли Божественного разума, но он в состоянии различить глубинные стремления и потребности своей природы, и, размышляя над ними, он может прийти к пониманию естественного морального закона: Каждый человек обладает: светом разума, с помощью которого он может обдумать: и разъяснить самому себе естественный закон, который есть совокупность универсальных правил, диктуемых справедливым разумом в отношении блага, к которому следует стремиться, и зла, которого следует избегать>. Об источниках и развитии доктрины естественных прав и содержащихся в ней идеях справедливости и собственности(включая все этатистские ошибки и промахи ее вышеупомянутых героев) см. Tuck (1979); о революционном характере идеи естественного права см. Acton (1948); к числу выдающихся современных философов, принадлежащих к традиции естественного права, относится Veatch (1985)

[38] О росте городов см. у Cipolla (1980), chapter 4. Европа в 1000 году, пишет Чиполла, <была бедным и примитивным обществом: состоявшим из бесчисленных сельских микрокосмов - маноров (феодальных владений. - Прим. перев.). В обществе господствовал дух покорности, подозрительности и страха перед внешним миром: Ремесла, образование, торговля, производство и разделение труда были сведены к минимальному уровню. Деньги практически полностью вышли из употребления. Население было редким, производство - скудным, а бедность - чрезвычайной: Преобладавшие идеи соответствовали жестокому обществу, полному предрассудков, - сражения и молитвы считались единственным достойным занятием. На тех, кто трудился, смотрели как на презренных сервов: Среди этого мира, угнетающего и вместе с тем угнетенного, рост городов в период между X и XIII веками представлял собой новый элемент, который изменил ход истории> (р. 144). <Рост городов коренился в массовом миграционном движении> (ibid. Р. 145). Город представлял собой <фронтир>, новый и динамичный мир, где люди чувствовали что могут разорвать свою связь с неприглядным прошлым, где они надеялись найти возможности для экономического и социального успеха, где склеротические традиционные институты и различия между людьми уже не имели значения и где инициатива, смелость и трудолюбие приносили обильное вознаграждение> (ibid. Р. 146). <В феодальном мире обычно преобладал вертикальный способ организации, когда отношения между людьми определялись понятиями о феоде и службе, инвеституре и вассальной клятве, лорде, вассале и серве (крепостном). В городах возник горизонтальный способ организации, характеризующийся отношениями кооперации между равными> (ibid. Р. 148). См. также Pirenne (1952); Tigar, Levy (1977).

[39] См. Webber, Wildavsky (1968). Р. 235; Pirenne (1952). Р. 179-180, Р. 227 ff.

[40] Выдающимся представителем этой традиции был Джон Локк. <Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав. Мы можем сказать, что труд его тела и работа его рук по самому строгому счету принадлежат ему. Что бы тогда человек ни извлекал из того состояния, в котором природа этот предмет создала и сохранила, он сочетает его со своим трудом и присоединяет к нему нечто принадлежащее лично ему и тем самым делает его своей собственностью. Так как он выводит этот предмет из того состояния общего владения, в которое его поместила природа, то благодаря своему труду он присоединяет к нему что-то такое, что исключает общее право других людей> (Locke (1960) Р. 305; русский перевод: с. 277). См. также: Bramsted, Melhuish (1978).

[41] Этатизм (от фр. etat - <государство>) - представление о государстве как высшей ценности или как универсальном средстве решения всех проблем общества. - Примеч. перев

[42] Polizeiwissenschaft (нем.) - полицейское право, раздел науки государственного права. - Примеч. перев.

[43] О развитии экономической теории в этот период см.: Grice-Hutchinson (1952); Roover (1974); Rothbard (1976). В частности, о выдающемся вкладе Кантильона и Тюрго см. специальный выпуск (Vol. VII. № 2. 1985), который полностью посвящен трудам Кантильона, а также Rothbard (1986) и Sсhumpeter (1954).

[44] О промышленной революции и ее ложной интерпретации в ортодоксальной (<школьной>) историографии см. Hayek (1963).

[45] На самом деле, хотя упадок либерализма начался примерно в середине XIX века, порожденный им оптимизм оставался в силе вплоть до начала XX века, так что Дж. М. Кейнс мог написать: <Каким необыкновенным эпизодом в экономическом прогрессе человека был тот век, конец которому пришел в августе 1914 года! Это правда, что большая часть населения была занята тяжелой работой и жила в условиях низкого уровня комфорта, однако была, судя по всему, вполне удовлетворена своей судьбой. При этом для любого человека, обладающего способностями и характером, превосходящими средний уровень, существовала возможность перехода в средний и высший классы, для которых жизнь предлагала, с минимальными издержками и при минимальных заботах, комфорт и удобства, находящиеся за пределами возможностей богатейших и могущественнейших монархов прошлых веков: Но, что важнее всего, он [человек] считал такое положение дел нормальным, гарантированным и вечным, если не считать дальнейших улучшений, а любое отклонение - позорным исключением, которого всегда можно избежать. Проекты и политические инициативы в духе милитаризма и империализма, расовой и культурной вражды, монополий, ограничений и запретов, которым в этом раю была предназначена рользмея-искусителя, оставались не более чем забавными сюжетами его ежедневных газет и, как казалось, не оказывали никакого влияния на ход повседневной социальной и экономической жизни, которая на практике была почти полностью интернационализирована> (Keynes (1919). Р. 6-7). Аналогичное свидетельство см. в работе:Taylor (1965). Р. 1.

[46] Характеризуя Америку XIX века, Р. Хигс пишет: <Давным-давно было время, когда средний американец мог заниматься своими повседневными делами, практически ничего не зная о существовании правительства - особенно федерального правительства. В своем качестве фермера, торговца или промышленника он мог решать, что, как, когда и где производить и продавать, встречая мало иных ограничений, кроме сил свободного рынка. Только подумайте: ни субсидий сельскому хозяйству, ни мер по поддержанию цен, ни контроля за величиной посевных площадей; ни Федеральной комиссии по торговле (FTC), ни антимонопольного законодательства, ни Комиссии по торговле между штатами (ITC). В качестве работодателя, работника, инвестора, заимодателя, заемщика, студента или учителя он мог действовать в меру собственных способностей. Представьте себе: ни Национального совета по трудовым отношениям (NLRB), ни федеральных законов о "защите" прав потребителя, ни Комиссии по биржам и ценным бумагам (SEC), ни Комиссии по равным возможностям в сфере занятости (EEOC), ни Департамента здравоохранения и гуманитарных услуг (DHHS). В отсутствие центрального банка, выпускающего национальную валюту, люди обычно расплачивались золотыми монетами. Не было ни налогов с продаж, ни налогов на социальное страхование, ни подоходного налога. Хотя государственные чиновники были такими же коррумпированными, как и сегодня - может быть, даже еще хуже - в их распоряжении было гораздо меньше возможностей, ради которых их стоило бы подкупать. Частные граждане тратили примерно в пятнадцать раз больше, чем все уровни и ветви правительства вместе взятые> (Higgs (1987). Р. xi).

[47] О нижеследующем см., в частности: Dicey (1981); Halevy (1961); Greenleaf (1983-87); Ekirch (1976); Higgs (1987).

[48] Об эксцессах этатизма во всемирном масштабе, начиная с Первой мировой войны, - см.:Johnson (1983).

[49] Об отношениях государства и образования см.: Rothbard (1972).

[50] Взаимоотношениям интеллектуалов с государством посвящена работа Benda (1969)

[51] Об этой тенденции см.: Webber, Wildavsky (1986). Р. 558 ff.; о перераспределении как таковом см. также Jasay (1985). Гл. 4.

[52] Sozialpolitik (нем.) - <социальная политика>. - Примеч. перев.

[53] См.: Bendix (1978).

[54] О социальной психологии демократии см.: Mosca (1939), Mencken (1926); о тенденции демократического правления к <вырождению> в олигархическое см.: Michels (1957).

[55] Jouvenel (1949).

[56] О национализме, империализме, колониализме - и об их несовместимости с классическим либерализмом - см.: Mises (1985a); Mises (1983); Schumpeter (1955); Davis, Huttenback (1986).

[57] См.: Krippendorf (1985); Johnson (1983).

[58] Этот процесс является главной темой книги Р. Хигса: Higgs (1987).

[59] По всей видимости, наиболее вредоносной разновидностью таких соглашений является ограничение на въезд на ту или иную территорию лиц, не являющихся преступниками, и о принудительной высылке обратно на родину. Тем самым жители принимающей страны лишаются возможности предложить им работу

[60] По проблемам так называемого <третьего мира> см.: Bauer, Yamey (1957); Bauer (1972); Bauer(1981); Andreski (1969); Andreski (1966)

[61] Ceteris paribus (лат.) - при прочих равных условиях. - Примеч. перев.

[62] О регулировании и налогообложении как различных формах агрессии против частной собственности, а также экономической теории и социологии этих форм см.: Rothbard (1977); Hoppe (1988a)

[63] Об империалистической внешней политике вообще и США в частности см.: Krippendorf (1985). Гл. III, 1; Rothbard (1978). Гл. 14.

[64] См. опять же Boetie (1975): <Прими решение больше не быть рабом - и ты сразу станешь свободным. Я не призываю тебя поднять руку на тирана и свергнуть его, но лишь перестать поддерживать его; и ты увидишь, как он, как огромный колосс, из-под которого вынули пьедестал, упадет под тяжестью собственного веса и разлетится на мелкие кусочки> (Р.52-53).

[65] Рациональное (априористическое) обоснование этики частной собственности см. в статье Хоппе in Rockwell (1988); Hoppe (1988c).

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer