Цитата:
Налоги - это грабеж: интервью президента новой экономической школы Грузии Пааты Шешилидзе ИА REGNUM
16.04.2005
Паата Шешелидзе - родился в г. Батуми (Грузия) в 1968 г. Выпускник экономического факультета Тбилисского государственного Университета по специальности макроэкономика. Работал над кандидатской диссертацией в Академии наук Грузии. Окончил курс политической академии им. Теодора Хеуса в Германии. Проходил стажировку в ряде высших учебных заведений США, Франции, Бельгии, Англии и других стран. Работал ведущим специалистом в комиссии административных реформ Парламента Грузии, занимался регулированием цен в Департаменте макроэкономики министерства финансов Грузии, являлся экономическим и политическим обозревателем крупнейшего грузинского издания "Резонанс". С 2001 года является президентом новой экономической школы. Новая экономическая школа сотрудничает с госминистром Грузии по координации реформ Кахи Бендукидзе проводит экономические консультации, отдельные сотрудники работают над новым законом о казначействе, над реформами административных органов, дерегулированием и т.д.
ИА REGNUM: Г-н Шешелидзе, каково отношение нового поколения грузинских экономистов реформам, проходящим в стране?
В целом, мы за реформы, особенно те, которые касаются приватизации. Я являюсь сторонником стопроцентной приватизации не потому, что в Грузию приехал Бендукидзе, и мы с ним работаем. У меня есть собственное видение необходимости данного процесса, в основе которого лежит простая истина - собственник лучше планирует свою работу, делает это на продолжительную перспективу и более экономично. Политики, как правило, планируют будущее до следующих выборов, и могут запросто потратить все ресурсы за три-четыре года, зная, что они больше не будут восстановлены. Общественная собственность - это эксплуатация ресурсов политиками или их окружением. Что касается приватизации, то при всем положительном отношении к этому процессу, невозможно не упомянуть о недоработках и изъянах. Я полагаю, что если приватизация - прерогатива правительства, то коррупция в этой сфере не может быть исключена. К сожалению, так устроен человек, он ориентируется на личную выгоду и собственные амбиции. Самый главный изъян - это то, что не все объекты приватизируются публично. Это было очень заметно, когда приватизировались такие крупные объекты, как часть батумского порта, грузинское морское пароходство, "Чиатурмарганец", когда вся приватизация проходила в кабинетах чиновников, неважно у Бендукидзе или кого-нибудь еще. Я считаю, что заключение договоров в кабинетах высокопоставленных чиновников неприемлемо, более того крайне пагубно. Это ведет к последующему растлению прозрачности процесса как такового, т.к. единожды приобретя завод в кабинете, инвестор будет делать это и в дальнейшем, требуя при этом еще и налоговых скидок. Я не ищу виновных, я лишь подчеркиваю, что это экономически нецелесообразно. Мы должны дать право рынку решать, сколько стоит тот или иной объект, и бизнесмены, которые покупают его, не должны мешать установке цен, рыночным отношениям. Ведь рыночные отношения исключают договоры между политиками - бюрократами и бизнесменами. Завтра же эти бизнесмены смогут договориться с другим правительством о других льготах. И это будет длиться вечно. С другой же стороны, даже если приватизация того или иного объекта происходит на открытом аукционе, невозможно быть уверенным, что абсолютно все, кто к этому имеет отношение, честны и прозрачны. Я уверен, что в министерстве экономического развития есть люди, которые именно на этом и подрабатывают. Я полагаю, и аукционы не прозрачны, если можно так выразиться, они управляемы, а это мешает свободному рынку.
REGNUM: В своих выступлениях и публикациях Вы не раз подчеркивали, что против любых форм налогов вообще. Вы хотите создать государство без налогов?
Я думаю, это было бы очень правильно и целесообразно. Налоги - это грабеж. Даже в нынешнем виде мы серьезно критикуем новый налоговый кодекс. Мои коллеги занимались рассмотрением данного законопроекта, и нашли в нем очень много изъянов. Мы могли бы предоставить это любому заинтересованному лицу. В принципе, на первый взгляд, недоработки и упущения могут показаться не столь значительными, но в суммарном отношении, они достаточно серьезны, особенно по тем положениям, которые касаются снижения ряда налогов. Так, снизили ряд налогов, НДС и еще несколько категорий. Но в области администрирования творится кошмар и хаос. Парламент не до конца вникает в суть, а чиновничья рать, как всегда мечтает упростить себе жизнь. И в этом законе все свелось к упрощению сбираемости налогов. Буквально на днях я узнал, что хотят даже упростить нововведение, касающееся арбитража, а ведь данное положение, по их же заключению, наиболее сильная сторона проекта. А если посмотреть 6-ой пункт налогового кодекса Грузии, то можно обнаружить и вовсе курьезную вещь - там говорится, что налоги платятся безвозмездно. Дальше можно уже вообще не читать. То есть в законе написано, что деньги, которые собирают у людей, не предназначаются для тех или иных целей, а уходят безвозмездно, то есть дайте деньги, а дальше - не ваше дело. Вот почему я вообще против любых форм налогообложения, и считаю, что государство может существовать и без налогов. Кстати, моя точка зрения не единственная.
REGNUM: И как Вы себе представляете Грузию без налогов?
А почему должно существовать что-нибудь, например, государство, если оно основано на грабеже, и мы должны с этим мириться. Пусть будет контракт, конкретные договора. Почему государство берет на себя такие функции, которые оно не должно брать, по сути? Частный сектор более приспособлен решать подобные вопросы. Статистика и история показывают - там, где влияние государства усиливается, прямо пропорционально уменьшается результат. Кстати, то же самое касается и реформы образования. Человек получает образование, его невозможно давать. Государственное образование дают всем, но возникает вопрос - а все ли хотят его получить?
REGNUM: Вы критически настроены в отношении реформы образования, которая сейчас проходит в Грузии?
Моя позиция заключается в следующем: государство вообще не должно заниматься образованием. И все, что сейчас делается, делается для того, чтобы еще раз оправдать новую форму государственного вмешательства, хотя это вмешательство все равно не принесет никакой пользы. Я полагаю, что централизация вообще да дает результатов. "Почему социализм будет давать результаты в образовании, если он не дал их ни в какой другой сфере", - сказал как-то один известный экономист. А новая реформа в себе заключает именно это: централизация экзаменационного процесса, централизация назначения деканов, ректоров и т.д., централизация финансовых ресурсов, и даже та же самая ваучеризация - в каждую школу, в которую зайдет этот ваучер, придет человек из контрольной палаты, и будет это все контролировать.
REGNUM: А нынешняя власть, не кажется ли Вам, также слишком централизована?
Сама структура государства, которой руководит Саакашвили, слишком централизована. Решения принимаются очень узким кругом людей, а это обуза для прогресса. Все процессы, которые сейчас происходят, тормозятся, потому что узкий круг людей считает, что он умнее других. И навязывают свою точку зрения силовыми методами. Я за свободную торговлю, за свободный рынок, за отмену всяких препятствий, которые дают возможность развивать свое благосостояние. Закрыт Эргнетский рынок (оптовый рынок на границе Грузии и Южной Осетии). Зачем, если это привело к тому, что финансовые потоки, которые все же идут из этого региона, попали после этого в чьи-то конкретные руки? И в Цхинвальском регионе, уверен, есть люди, которые наживаются на этом. Не было бы границы, меньше было бы власти и коррупции, и люди бы сами договаривались. Должен быть рынок или нет, этот вопрос не должен решать один политик.
REGNUM: А что Вы можете сказать об Абхазии?
Самое главное, что давно надо было уже сделать - отменить решение о блокаде. Если руководство Грузии считает абхазцев своими гражданами, как можно оно осуществлять против них экономическую блокаду? И получается интересная вещь - экономические границы для Абхазии со стороны России открыты, а со стороны Грузии закрыты. И мы еще чему-то удивляемся... Надо как можно быстрее отменить блокаду, и не мешать процессу торговли. Может, в начале, абхазцы будут сопротивляться, но это будет уже далеко не та сила. В конце концов, торговля возьмет вверх над политикой. Надо дать возможность людям торговать без всяких ограничений и пошлин. Если ограничения не распространяются на человека, который едет из Гурии, почему того же человека останавливают, когда он направляется из Гудаута (Абхазия) или Джавы (Осетия). И нет никакой необходимости предлагать абхазцам что-то за столом переговоров. Предложить можно, но пусть люди сами думают, что им нужно, и сами принимают решение, сами разбираются. Сегодня мы должны открыть железную дорогу, и самое лучшее, если это сделают частные лица, восстановление произойдет быстрее.
REGNUM: Что Вы думаете по поводу создания зон экономического действия?
Грузия - маленькая страна, и создавать на маленьком острове еще дополнительные обособленные островки - не думаю, что это полезно. Ресурсы Грузии не очень велики, в особых количествах здесь ничего не производится и не потребляется, и подобные зоны вряд ли оправдают себя. Хотя, безусловно, такие зоны будут работать лучше, чем отдельные города Грузии. Но мне кажется, создавать свободную экономическую зону надо не на маленьких островках, не на отдельных территориях, которые будут под колпаком у государства, а на всей территории страны. Ведь благоприятные условия, созданные для этих территорий, опять таки могут быть неправильно использованы. На примере Китая мы исследовали, что государство во всю пользуется доходами от прибрежных зон, и в этой стране эти зоны - способ выживания государственных чиновников. Так может произойти и в Грузии, ибо выгоду будет получать, прежде всего, власть. Почему давать экономическую свободу только избранным, когда ее можно дать всем.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии