Людвиг фон Мизес

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И КРЕДИТНАЯ ЭКСПАНСИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ (1946)*

1. Вводные замечания

Автор сознает, что его текст неполон. Однако как следует проанализировать проблему экономического цикла можно только в объемном трактате, где освещаются абсолютно все аспекты капиталистической рыночной экономики. Автор полностью согласен с мнением Бём-Баверка, который пишет, что «чтобы не быть рассуждениями дилетанта, теория экономического цикла должна излагаться в последней или предпоследней главе трактата, в котором отражены все главные проблемы экономической теории».

С учетом сказанного я предлагаю этот набросок вниманию комиссии.

2. Непопулярность процента

4. Развитие теории Мизеса. Хайек и проблема использования знания.

В работе «Индивидуализм и экономический порядок» Ф.Хайек развивает теорию Мизеса и делает более широкий вывод (как мне кажется более верный) вывод о невозможности централизованного планирования. В моей обработке это звучит так: «Централизованное планирование невозможно по причине того, что центральный плановый орган государства не в состоянии собрать всю имеющуюся на рынке информацию, являющуюся рассеянной, практической и субъективной и на основании этой информации делать выводы и строить планы и доводить их до индивидов.»

Идея свободы родилась на Западе

История западной цивилизации — это история непрекращающейся борьбы за свободу.

Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является главным и единственным условием успеха человека в борьбе за выживание и в стремлении улучшить свое материальное благосостояние. Но поскольку человеческая природа такова, какова она есть, общество не может существовать, если в нем не действуют законы, препятствующие “непослушным” совершать деяния, несовместимые с жизнедеятельностью общества. В целях сохранения мирного сотрудничества нужно быть готовым прибегнуть к насильственному подавлению того, кто нарушает спокойствие. Обществу не обойтись без аппарата принуждения, то есть без государства и правительства. Но здесь возникает другая проблема: ограничить полномочия людей, выполняющих правительственные функции, дабы они не вздумали злоупотребить властью и низвести остальных до положения рабов. Цель всякой борьбы за свободу — держать вооруженных защитников мира, правителей, полицейских в определенных границах. Политическое понятие свободы индивидуума означает: свобода от полицейского произвола.

Роль доктрин в человеческой истории

————————————

I. Мысль и поведение

Ранние историки занимались изучением только деяний и подвигов королей и воинов. Они почти не обращали внимания на медленные изменения социально-экономических условий. Их не интересовала эволюция доктрин, убеждений и умонастроений. Даже такое беспрецедентное событие, как распространение христианства, не упоминается историками первых двух веков [нашей эры].

Около 120 лет назад возник новый подход к истории. История культуры стала изучать эволюцию социальных, политических и экономических институтов, развитие технологии и методов производства, изменения в образе жизни, традициях и обычаях. Эти исследования неизбежно должны были привести к открытию, что человеческим поведением руководят идеи. Все, что делают люди, является результатом теорий, доктрин, убеждений и умонастроений, владеющих их разумом. Помимо разума в человеческой истории нет ничего реального и материального. Главными проблемами исторического исследования являются изменения в учениях, во власти которых находится человек. Обычаи и институты являются продуктом разума.

Прибыль и убыток

1. Возникновение прибыли и убытка

В условиях капиталистической системы организации общества ход производства определяют предприниматели. Выполняя эту функцию, они безусловно и абсолютно подчинены суверенитету покупающей публики — потребителей. Те предприниматели, у которых не получается производить по наименьшей цене и с наивысшим качеством товары, наиболее настоятельно требующиеся покупателям, несут убытки и в конце концов отстраняются от выполнения предпринимательской функции. На смену им приходят другие люди, которые лучше знают, как обслуживать потребителей.

Экономический кризис и его причины

Доклад, подготовленный Л. фон Мизесом для Совета немецких промышленников, был прочитан им на заседании Совета 28 февраля 1931 года. Перевод сделан с английской версии доклада, опубликованной на сайте www.mises.org 25 июля 2002 года.

Введение

I

Важнейшим пунктом в планах Германской национал-социали­стической рабочей партии стоит завоевание для Германии Lebensraum[1], т.е. территории настолько обширной и богатой природными ресурсами, чтобы иметь возможность жить в изоляции и иметь уровень жизни не ниже, чем в любой другой стране. Очевидно, что эта программа, представляющая собой вызов и угрозу для всех других народов, не может быть реализована иначе как при установлении Германией своей гегемонии во всем мире.

Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война

В книге представлена неотразимая критика политических, социальных и экономических идеологий, определявших историю Западной Европы и США в течение последних 200 лет. Автор подробно анализирует, как в специфических исторических и географических обстоятельствах в Германии эти идеологии (этатизм и национализм) породили стремление к автаркии и завоеванию требующегося для этого "жизненного пространства", став причиной Второй мировой войны, а также как те же самые идеологии помешали другим западноевропейским странам предотватить надвигавшуюся общеевропейскую катастрофу.

Мизес первым показал, что нацизм и фашизм представляют собой тоталитарные коллективисткие системы, имея гораздо больше общего с коммунизмом, чем с капитализмом свободного рынка. Более того, они являются логическим следствием необузданного этатизма и милитаризма дофашистских обществ. В пропитанной марксизмом интеллектуальной атмосферы 1940-х годов установленная Мизесом связь фашизма с марксистским социализмом стала настоящим шоком.

Именной указатель

Августин Аврелий (354-430 гг.) - христианский философ и теолог.

Аристотель (Aristotle) Стагирит (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.

Бароне Энрико (Barone Enrico) (1859-1924) - один из первых выдающихся экономистов математического направления. Основные работы в области теории международной торговли, теории фирмы, экономической теории благосостояния, теории общего равновесия. Считается, что он показал, что министерство производства коллективистской экономики могло бы рационально планировать производство.

Комментарии

[1]хитрость природы Мизес имеет в виду И. Канта [см. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане//Соч. Т. 6. С. 523] и Г. Гегеля, которому принадлежит выражение хитрость разума (List der Vernft) [Гегель Г. Философия истории//Соч. Т. VII. М.,1935. С. 32.].

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer