Бастиа

XV. О СБЕРЕЖЕНИИ

Сберегать— это не накапливать кучи дичи, зерна или звонкой монеты. Такое нагромождение ходовых потребляемых вещей, имеющих свои сроки существования, может представлять собой сбережение лишь для изолированного человека, для человека вне общества. Все, что мы говорили до сих пор о ценности, услугах, относительном богатстве, показывает нам, что в социальном аспекте сбережение, хотя и порожденное только что названным накопительством, развивается по-иному и имеет иной характер.

Сберегать означает добровольно устанавливать интервал между моментом оказания услуг обществу и моментом получения равноценных услуг от общества. Например, человек может повседневно со своего двадцатилетнего возраста и до шестидесятилетнего оказывать другим людям услуги по своей профессии, равные числу четыре, а получать от них услуги, равные числу три. В этом случае он обретает возможность получать от своего социального окружения в старости, когда он уже не сможет трудиться, выплаты, равные четырем и охватывающие сорокалетний период, когда он трудился.

XIV. О ЗАРАБОТКАХ

Люди жадно ищут стабильности. Правда, встречаются индивиды беспокойные, авантюрного склада характера, для которых гадательность и неопределенность превращаются в некую потребность. Однако можно утверждать, что огромные массы людей любят покой, хотят быть уверенными в своем будущем и желают заранее знать, на что они могут рассчитывать и чем кончатся те или иные их шаги. Чтобы понять, насколько ценна для них стабильность, достаточно посмотреть, с каким рвением они стремятся получить самые разнообразные государственные должности. И пусть не говорят, что ими движет честолюбие. Есть множество видов государственной службы, в которых нет ничего возвышенного. Бывает, что она состоит, к примеру, из слежки, обысков и всяческих оскорблений граждан. И таких должностей тоже ищут. Почему? Потому что они обеспечивают надежное положение. Всякому не раз приходилось слышать, как отец семейства говорит о своем сыне: «Я очень хочу, чтобы он поступил в такое-то или такое-то государственное учреждение. Конечно, досадно, что пришлось много потратиться на его образование. Еще досаднее, что с таким образованием, он мог бы сделать себе более блестящую карьеру. Будучи чиновником, он не очень-то обогатится, но у него всегда будет кусок хлеба. Через четыре-пять лет он будет получать 800 фр. жалованья, и постепенно эта сумма дойдет до 3 – 4 тысяч фр.

VIII. СОБСТВЕННОСТЬ и СООБЩЕСТВО.

Признавая за землей, за природными факторами, за орудиями труда то, что им принадлежит, а именно способность порождать полезность, я стремился освободить все эти вещи от того, что им совсем не присуще — от способности создавать ценность, которая, способность, свойственна лишь услугам, оказываемым людьми друг другу.

Такое внесение ясности, простое и в то же время укрепляющее институт собственности, раскрывая ее истинный характер, дает науке чудодейственный факт, до сих пор, если не ошибаюсь, не замеченный ею, — факт реального, важнейшего, прогрессивного единения, сообщества людей, которое выступает как провиденциальный результат социального порядка, основанного на свободе; очевидная цель, предназначение этого порядка — привести людей, собратьев, от первобытного равенства, характеризуемого лишениями и невежеством, к конечному будущему равенству, когда люди будут жить в благополучии и руководствуясь истиной.

Если столь радикальное различение между полезностью вещей и ценностью услуг истинно как само по себе, так и в своих следствиях, то невозможно не признавать важность такого различения, ибо оно освобождает науку от утопии и примиряет враждующие между собой школы, примиряет в единой убежденности, удовлетворяющей все умы и все чаяния.

VII. КАПИТАЛ

Экономические законы действуют по одному и тому же принципу, идет ли дело о многочисленном сообществе людей, о двух отдельных лицах или даже об одном человеке, обреченном судьбой жить в одиночестве.

Каждый человек, если бы он мог некоторое время прожить один, представлял бы собой и капиталиста, и предпринимателя, и рабочего, и производителя, и потребителя. В нем совершалась бы вся экономическая эволюция. Наблюдая каждый из входящих в состав его элементов: потребность, усилие, удовлетворение, даровую и трудовую полезность человека, получишь понятие обо всем механизме, хотя и в его простейшей форме.

Если есть что-нибудь вполне очевидное на свете, это то, что даровое никогда не смешаешь с тем, что требует усилий. Человек всегда хорошо знает, когда силы или материя даются ему даром природой, без всякого участия его труда, даже и в том случае, когда они вмешиваются, чтобы сделать его более производительным.

Человек, живущий в одиночестве, никогда не подумает потребовать от своего труда того, что может непосредственно даром получить от природы. Он не пойдет искать воду куда-нибудь за версту, если есть источник у самой хижины его. По той же причине всякий раз, когда придется ему обращаться к своему труду, он будет стараться заменить его, насколько возможно, содействием сил природы.

I. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ИСКУССТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Вполне ли верно, что социальный механизм, как и механизм небесный, и механизм тела человеческого, подчиняется общим законам? Вполне ли верно, что это одно гармонически организованное целое? Что же особенно заметно здесь, не правда ли, так это отсутствие всякой организации. Но не есть ли это именно та организация, которой домогаются теперь люди сердца и будущего, все выдающиеся публицисты, все пионеры мысли? Не представляем ли мы собой только совокупность людей, действующих вне всякой связи друг с другом и предоставленных движениям анархической свободы? Бесчисленные массы людей, с трудом перепробовав одни за другим все роды свободы, не ждут ли они, чтобы какой-нибудь великий гений сочетал их в одно гармоническое целое? Разрушив старое, не следует ли создать что-нибудь новое?

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer