ДЕ СОТО, ЭРНАНДО (de Soto, Hernando) (р. 1941) – перуанский либеральный экономист, специалист по проблемам неформальной экономики.
Родился в перуанском городе Арекипа, но значительную часть жизни прожил в Европе, сформировавшись как человек космополитической культуры. Его отец был первым секретарём посольства Перу в Канаде, после военного переворота на родине он оставил государственную службу и увёз семью в Швейцарию. Здесь де Сото получил экономическое образование, защитив дипломную работу в Институте-Университете международных отношений (Institut Universitaire de Hautes Etudes Internationales) в Женеве. В 1970–1980-е экономистом работал в международных экономических организациях – ГАТТ и Межгосударственный совет стран-экспортёров меди (Intergovernmental Council of Copper Exporting Countries – CIPEC), руководил крупными европейскими компаниями. Вернувшись на родину, занимал должность председателя Центрального резервного банка Перу, работал менеджером коммерческих финансовых организаций.
Завоевал мировую известность как исследователь неформальной экономики – того сектора теневой экономики, который производит обычные товары и услуги, но уклоняется от официальной регистрации и уплаты налогов. Руководит созданным им в Лиме Институтом свободы и демократии (Instituto Libertad y Democracia – ILD), под эгидой которого проводятся многочисленные исследования неформального сектора в Перу и в других странах. Опубликованные им по результатам этих исследований труды стали международными экономическими бестселлерами. Они переведены на все основные языки планеты.
Самая знаменитая его работа – опубликованная в 1989 монография Иной путь, которая произвела буквально революционный переворот в представлениях учёных о теневой экономике в современном хозяйстве.
Главное открытие де Сото – принципиально новый подход к объяснению возникновения теневой экономики. Основной причиной разрастания городского неформального сектора он считает не отсталость, а бюрократическую заорганизованность, препятствующую свободному развитию конкурентных отношений. До его работ считалось, что легальный сектор является носителем современной экономической культуры, в то время как неформальный – уродливый пережиток традиционной экономики. Де Сото доказал, что на самом деле легальная экономика развивающихся стран опутана бюрократическими узами, в то время как именно теневики устанавливают истинно демократический экономический порядок, организуя своё частное хозяйство на принципах свободной конкуренции.
Проведенные Институтом свободы и демократии эксперименты позволили измерить «цену законности» в Лиме – тех затрат, которые вынуждены нести люди, желающие заняться обычным легальным бизнесом. Так, для регистрации швейной мастерской экспериментаторам пришлось затратить 289 дней и сумму, равную 32 минимальным месячным зарплатам (расходы на взятки, пошлины, потерянные доходы); получение лицензии на торговлю в уличном киоске потребовали 43 дня хождений по бюрократическому лабиринту и денежных расходов в 15 минимальных зарплат; для приобретения законных прав на земельный участок под строительство жилья требуется пройти бюрократический марафон длиной почти в 7 лет, потратив 56 минимальных зарплат. Основным источником этатистского давления на бизнес оказываются, таким образом, не налоги, а бюрократические процедуры. Эта система отсекает от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато даёт простор для раздачи привилегий и коррупции.
Согласно де Сото, основной причиной теневой экономической активности следует считать нерациональный правовой режим, когда "процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на неё законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством". Плодом "плохих законов", когда "издержки легализации" выше "издержек нелегальности", становится очень высокая доля неформального сектора в национальной экономике (например, в Перу на нелегальную деятельность, по оценке де Сото, приходилось почти 40% официального ВНП).
Ещё одна важная новаторская идея де Сото — интерпретация эпохи буржуазных революций в Западной Европе как победы капиталистов-нелегалов над бюрократической властью. В новое время защищавшие интересы привилегированных монополистов-предпринимателей меркантилистские государства Западной Европы вводили детальные производственные стандарты, стремясь взять экономику под строгий контроль. Однако натиск нелегального конкурентного производства (контрабанда, уклонение от налогов и т.д.) неуклонно возрастал. В конце концов, мирным ли (как в Англии) или насильственным (как во Франции) путём, меркантилистская система была сломлена, монополии лишились правовой защиты и практически все получили свободный доступ к предпринимательству. Только теперь, когда "людям развязали руки", указывает де Сото, их энергия стала направляться не на нелегальную борьбу с государством, а на включение в легальный бизнес. Современный "третий мир" повторяет историческую драму Западной Европы 16–18 вв.: бюрократическая власть отстающих стран не даёт выходцам из низов заниматься легальным предпринимательством, в результате эти люди вынужденно становятся либо "неформалами", либо политическими бунтарями.
В 2000 де Сото издал монографию Загадка капитала, где развил и углубил свои аргументы. В этой книге он, в частности, обратил внимание на то, что мелкие предприниматели развивающихся стран не используют имеющуюся у них недвижимость как капитал, в результате чего огромные ценности оказываются "мертвым капиталом". Разгадку де Сото вновь видит в "плохих законах", из-за которых недвижимость не может использоваться как залог при получении кредита (например, из-за того, что она очень часто построена нелегально).
Де Сото активно выступает за чёткое закрепление прав собственности и либерализацию контроля за бизнесом, считая эти меры главной предпосылкой успешного экономического развития. Когда президентом Перу был А.Фухимори, демонстрировавший стремление к либерально-демократическим реформам, де Сото как его главный экономический советник добился проведения ряда реформ, которые способствовали легализации теневиков. Коррупционное перерождение режима Фухимори и его крах показали, однако, что одними реформами прав собственности в развивающихся странах трудно добиться радикальных перемен.
Критики концепций де Сото видят в ней правовой детерминизм, когда все проблемы предлагается решить "одним махом", заменив "плохие" законы на "хорошие". При таком подходе не учитываются культурные корни теневой экономики, из-за которых административно-юридические реформы сами по себе принципиально не могут коренным образом изменить ситуацию. В работах де Сото видят пропаганду либеральных ценностей в духе Ф. фон Хайека, когда рыночная система считается наилучшей, а все экономические проблемы объясняются государственным регулированием, которое "душит рынок". В то же время даже критики признают, что рекомендуемые де Сото подходы могут дать полезный эффект, пусть ограниченный.
Э. де Сото не является академическим экономистом, но его либеральные идеи оказывают сильное влияние на современную экономическую мысль и на политиков разных стран. Его называют одним из самых популярных современных экономистов планеты. Показателем научных заслуг де Сото является присуждение ему многих престижных экономических наград (в частности, премии Милтона Фридмена в 2004). Его считают одним из кандидатов на получение Нобелевской премии по экономике.
Сочинения де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1989, 1995 (http://www.libertarium.ru/libertarium/way?PRINT_VIEW=1&NO_COMMENTS=1); Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М., 2001, 2004 (http://www.ild.org.pe/eng/mystery_russian.htm)
- Войдите, чтобы оставлять комментарии