Айн Рэнд

В связи с тем, что Айн Рэнд либертарианцы США, да, и в других странах считают новой вдохновительницей философии свободы, отдельно тему посвящаю ей.

АЙН РЭНД

Алиса Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге в год первой русской революции. Не смотря на еврейское происхождение её отец, смог дать дочери отличное образование: в женской гимназии Алиса училась в месте с Ольгой Набоковой, сестрой писателя. В 1924 году окончила университет, который нынче Герценовским, по характерной специальности, "социальная педагогика". Водила экскурсии по Петропавловской крепости, а потом подала на выездную визу. В отличии от многих, Алисе повезло, в 1926-м через Ригу она добралась до Нью-Йорка. мать и отец Алисы остались в отказе. Они умрут в Питере во время блокады.

В полуразрушенном университете Алиса Розенбаум была студенткой религиозного философа Николая Лосского. Осенью 1922-го профессор уехал из России; если его лекции успели произвести впечатления на юную Алису, оно было негативным. В след за Соловьёвым и основным руслом отечественной традиции, Лосский верил в скорый рай на преображённой земле. В месте с Бердяевым и другими современниками они воспринимали русскую революцию как начало предсказанной метаморфозы. Философы не сразу заметили, что царствие Божие запаздывало с осуществлением, а заметив, продолжали учить об отложенном преображении. ... Бывшая студентка Лосского прочно ассоциировала неоплатоновскую мистику с советским режимом. "В сегодняшней культуре доминирует философия мистицизма-альтруизма-коллективизма, следствием которой является сильное государство в разных его формах: коммунистическое, фашистское или государство всеобщего благосостояния" - так много лет спустя Айн Рэнд определяла своих врагов.

Она писала философские трактаты и журналистские памфлеты, но знаменитой её сделали романы. Начиная с первого,"Мы живые", Алиса Розенбаум взяла псевдоним Айн Рэнд (сокращённое от Алиса, Рэнд - фирма машинки на которой печатала).

Свою философскую родословную Рэнд, пропуская многие стадии от Платона как раз до Лосского, начинала прямо от Аристотеля.
"философия Аристотеля была интеллектуальной Декларацией Независимости ... Она определила главные принципы рационального взгляда на бытие и сознание: что существует только одна реальность, ... что задача человеческого сознания в том, чтобы воспринимать, а не создавать реальность, и ... что А есть А". Это и был "объективизм", определяемый Рэнд как система логических следствий из того, что "А есть А". Мало кто из философов не морщился, читая эти дефиниции - если, конечно, читал их. Главным и несомненным талантом Рэнд было умение упрощать. ... В 60-х годах, когда интеллектуальный протест в Америке совсем слился с левыми идеями, она обвиняла социализм в фашизме, а администрацию Джонсона в неразборчивой смеси обоих. "Сейчас мы представляем собой распадающуюся ... смешанную экономику, беспорядочную смесь социалистических схем, коммунистических влияний, фашистского контроля и тающих остатков капитализма; ... и весь этот клубок катится к фашистскому государству", через два президентства она была с триумфом принята в Белом Доме, а её ученик сделался экономическим гуру Америки.

Свою философию Рэнд называла объективистской, свою политическую теорию либертарианской, свою культурную критику - романтической. По определению Ренд, романтизм есть утверждение свободной воли и ответственного выбора. ... Современная философия не есть рационализация невроза современного человека - это его причина, считала Рэнд. "Практическим результатом современной философии является сегодняшняя смешанная экономика"; в более решительном настроении она утверждала, что современная ей Америка реализовала все положения "Коммунистического манифеста". В большевистской России козлом отпущения стала буржуазия, в нацистской Германии ими были евреи, в современной Америке это бизнесмены, - писала Рэнд.

Но ей нужны были виноватые, - ими стали университетские интеллектуалы. ... Предупреждая о них страну, которая дала ей прибежище... В 1968-м она обращалась к бунтующим студентам: "Идеи ваших профессоров правили миром в течении последних пятидесяти лет, причиняя ему всё большее опустошение ... Сегодня эти идеи разрушают мир так же, как они разрушили ваше уважение к себе". Её современники наполняли университеты и журналы праведными протестами против капитализма и "холодной войны". ... Их галлюцинации были заразительны и смертельны, как оружие массового поражения...

... Анализ Рэнд был оригинален и лаконичен. Две составные части великой психической болезни XX века - коллективизм и мистицизм. ... Обвинение марксизма в иррационализме и платонизме было острым и неожиданным выпадом. После Рэнд его развивали более респектабельные философы, например Карл Поппер. По их следам сегодня движутся многие.

Опубликовав четыре романа-бестселлера и десяток философских книг, Рэнд сделалась предметом культа. В Калифорнии есть институт её имени. ... Социологические опросы, не знаю на сколько достоверные, назвали роман Рэнд "Атлант расправил плечи" самой популярной американской книгой после Библии. Более важно, что в середине 50-х в культовый кружок, регулярно собиравшийся с целью чтения Рэнд в её присутствии, входил Алан Гринспен. С 1987 года он возглавляет Федеральную резервную палату, американский аналог Центрального банка. На вершине своего успеха Гринспен вспоминает Рэнд с благодарностью "Именно она убедила меня долгими разговорами и ночными спорами, что капитализм не только эффективен и практичен, но и морален. Рэнд считала, что капитализм превосходит другие социоэкономические системы, такие, как феодализм и социализм, потому, что только капитализм основан на добровольном обмене между рациональными индивидами, заботящимся о собственном интересе" ... На презентации русского перевода "Атланта" в апреле 2000 года экономический советник российского президента Андрея Илларионова назвал Рэнд своим кумиром и сообщил, что рекомендовал читать эту книгу Владимиру Путину(не помогло!!!); в тот момент, по словам советника, президент читал Набокова.

Из своей ключевой интуиции , что А равно А и должно всегда таковым оставаться, Рэнд делала вывод о том, что главным злом в экономике является инфляция, которая нарушает это тождество. Инфляция есть цифровое выражение левых идей. Инфляция есть следствие раздутого государства. Ничто, даже экономический рост, не оправдывает инфляцию. ... Сегодня всё это общеизвестно, но Рэнд проповедовала накануне очередного поворота Америки налево. В 1965-м во время студенческих волнений в Беркли, она писала так: "Социальное движение, которое началось с тяжеловесных, головоломных конструкций Гегеля и Маркса, закончилось ордой неумытых детей, топочущих ногами и визжащих "Я хочу прямо сейчас". После Платона, главным её философским врагом был Кант, "первый хиппи в истории". ... Согласно Рэнд, после Канта философия занималась только тем, что доказывала импотентность человеческого разума. XX век завершил длинный путь саморазрушения, который начал Кант, оторвав разум от реальности и, таким образом, лишив западного человека его оружия. ... Восставая против западной традиции в её же защиту, Рэнд искала опору в здравом смысле бизнесмена, ценящего своё личное понимание как главное из средств практической жизни. " Человеческий разум является главным средством выживания и самозащиты. Разум является самым эгоистичным из человеческих качеств: ... его продукт - правда - делает человека особенным, негибким, недоступным власти" Её критика сосредоточилась на этике индивидуальной жертвы во имя группы - идее, которая столетиями служила стыковочным узлом между социализмом и христианством.

Коллективизм не считает жертвенность временным средством ... Жертва есть самоцель, жертва есть способ жизни. Коллективисты хотят уничтожить независимость, успех, благополучие и счастье человека. Посмотрите на то рычание, ту истерическую ненависть, с которой они встречают всякий намёк на то, что жертва не есть необходимость, что возможно общество, не основанное на жертве, и что только в таком обществе человек может достич благополучия".

Как большинство консерваторов, Рэнд ... утверждала, что общества различаются своими философами больше, чем своими крестьянами или своими фюрерами. ... Для неё именно философия определяет характер экономики и политики, не наоборот. ... Но поколение современных и пост-современных философов - марксисты и другие левые, выросшие на их наследстве, - чаще находили удовольствие в утверждении, что философия лишь отражает более глубокие реальности политэкономии, а значит, их собственная философия неважна и не нужна. ... "Если хотите увидеть ненависть - не смотрите на войны или концлагеря, всё это лишь следствия. Почитайте труды Канта. Дьюи, Маркузе и их последователей, и вы увидите чистую ненависть - ненависть к разуму и ко всему, что он за собой влечёт, - способностям, достижениям, успеху", - со страстью и не всегда справедливо писала Рэнд. ... Если идеи новых досократиков окончательно победят в сознании американцев, их повседневная жизнь, превратится в подобие советской жизни. Когда все зарплаты будут равны, хорошая работа станет редкостью; поскольку одинаково платить за хорошую и плохую работу несправедливо, хорошая работа будет запрещена от имени большинства; исчезнут холодильники и лампочки, зато денег будет не пересчитать... Наша культура стала выгребной ямой, в которую элита стах перед жизнью, жалость к себе и желания, не реализованные за их никчёмность, писала Рэнд.

Рэнд вряд ли мечтала о том, что её будут читать в русских переводах ... Если первые произведения Рэнд - "Мы, живые" и "Гимн" - посвящены переработке болезненного российского опыта, то в двух последних романах - "Источник" и "Атлант расправил плечи" - об оставленной родине нет ни слова. ... В антиутопическом "Гимне" 1937 года показаны люди, которые не имеют частной собственности, лишены индивидуальной любви и забыли местоимения единственного числа. Когда главный герой влюбляется в женщину, он формулирует свои чувства так: "Мы думаем о Них". ...у людей в "Гимне" нет имён ... "Гимн" рассказывал об обществе после большой войны. Большинство погибло, а уцелевшее меньшинство в попытке предотвратить дальнейшее уничтожение обратило цивилизацию в спять. Все книги сожжены, техника запрещена, упоминание о прошлом запрещено под страхом смерти. Секс отменён, но в целях размножения практикуется дважды в год: партнёры подбираются властью и не видят друг друга. ... Герой Рэнд работает подметальщиком улиц и вступает в незаконный контакт с крестьянкой. Технический гений, он устраивает тайную мастерскую, экспериментирует с найденными предметами и зажигает лампочку. Он пытается дать вновь найденный свет людям, но подвергается физическому наказанию. Тогда он бежит вместе с лампочкой и крестьянкой. Найдя заброшенный дом в горах, полный не понятных, увлекательных предметов, он даёт начало новой цивилизации. Первым делом он изобретает слово Я.

Своего расцвета идеи Рэнд достигают в двух последних и самых популярных её романах "Источник" и "Потрясённый Атлант". ...
В центре "Источника"(1943) архитектор-конструктивист, который борется с архаическим стилем, нелепым в эпоху небоскрёбов. Герой проектирует здания из прямых линий, стекла и стали, но они остаются на бумаге, а Нью-Йорк застраивают стоэтажными дворцами с античными портиками. Главным врагом... героя является левый социолог, который годами убеждает публику в том, что демократический дух воплощают только дорогие фасады с колоннами. ... В романе "Атлант расправил плечи"(1957) мы следим.... и обсуждаем главную проблему ушедшего столетия. От своих технических изобретений герой переходит к осознанию капиталистической экономики как выдающегося достижения человечества - не только самого эффективного, но и самого нравственного из механизмов социальной жизни.

Заботясь о себе, умные люди добровольно вступают в договорные отношения и соревнуются за успех в избранном деле; это и есть капитализм, самая совершенная система из мыслимо возможных. Современная жизнь вся, от самолёта до унитаза и таблетки с витаминами, изобретена такими людьми. Ум инженера, руководителя, организатора производства достоин большей оплаты, чем труд исполнителей. ... Но публика и правительство живут другими идеями. Профсоюзы требуют всё больших выплат, налоги повышаются с каждым годом... Под руководством социалистов Америка знакомится с дефицитом, очередями, распределителями. Те же профсоюзы, что начали порочный круг своими требованиями не заработанной зарплаты, приступают к забастовкам. Соц.бюрократы в Вашингтоне не понимают, что происходит. ... В место того чтобы снижать налоги, правительство повышает их. Протестующие американцы взрывают мосты в Нью-Йорке. Фермеры идут в поход на столицы штатов. Начинается новая гражданская война.

Главный герой "Атланта" ... выступает с радио обращением к нации. Он объясняет кризис лживой социальной теорией и предательством американской традиции. ... Он призывает к национальной забастовке собственников, менеджеров и инженеров. Вы в правительстве считаете нас эксплуататорами: что ж, мы перестаём эксплуатировать... говорит он социалистам. Теперь, когда мы перестаём работать, мир станет совсем таким, каким вы хотели его увидеть. Все беды, которые вы принесли миру суть результат вашего не понимания того, что А=А. Нет ничего более морального, чем рациональность и хороший счёт; и ничего более аморального, чем мистические призывы к всеобщему благу, подкрепляемые инфляцией. ... Социализм пытается загнать людей в рай, где они стали бы роботами, лишёнными знания, творчества и радости. Я, говорит Джон Галт, не испытываю вину за свои знания. Я не буду жертвовать собой ради других и не хочу принимать их жертвы. Нас объявили аморальными людьми, а наше творчество недостойным делом. Пусть живут без нас. Мы объявляем забастовку.

"Атлант расправил плечи" кончается вскоре после этой речи...

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer