Людвиг фон Мизес

Предисловие (В.С. Автономов)

Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации которой прошло ровно полвека, раскрывает нам всю систему его взглядов, закономерным элементом и логическим завершением которой является мизесовский либерализм.

Человеческая деятельность

Публикуем здесь один из самых главных трудов известного австрийского экономиста Людвига фон Мизеса. В работе раскрывается сущность нынешней экономике, рассказывается о причинах экономических кризисов (их цикличности), анализируются различные подходы к государственному вмешательству в рынок

Австрийская теория экономического цикла (1936)

В наши дни в экономической науке принято говорить об австрийской теории экономического цикла. Подобная характеристика чрезвычайно лестна для нас, австрийских экономистов, и мы высоко ценим оказанную нам таким образом честь. Тем не менее, как и любой другой вклад в науку, современная теория экономических кризисов не является результатом работы учёных одной нации. Так же как и другие составляющие наших современных экономических познаний, данный подход является плодом совместных усилий ученых-экономистов из всех стран.

Экономические депрессии: их причины и методы лечения

Мы живем в эпоху эвфемизмов. Могильщики сегодня превратились в "служащих похоронного бюро", рекламные агенты стали "советниками по связям с общественностью", а сторожа повсеместно трансформировались в "смотрителей". В каждой области нашей жизни очевидные истины с некоторых пор камуфлируются туманными формулировками.

В не меньшей степени это относится и к экономике. В былые времена мы страдали от почти периодических экономических кризисов, внезапное начало которых называлось «паникой», а затяжной период после паники назывался "депрессией".

Самой известной депрессией нового времени является, конечно, же та, что началась в 1929 году с типичной финансовой паники и продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны. После катастрофы 1929 года экономисты и политики решили, что это больше никогда не должно повториться. Чтобы успешно и без особых хлопот справиться с этой задачей, понадобилось всего лишь исключить из употребления само слово «депрессия». С того момента Америке больше не пришлось испытывать депрессий. Ибо когда в 1937–1938 годах наступила очередная жестокая депрессия, экономисты попросту отказались использовать это жуткое название и ввели новое более благозвучное понятие – "рецессия". С тех пор мы пережили уже немало рецессий, но при этом ни одной депрессии.

Работы Людвига фон Мизеса

Людвиг фон Мизес (нем. Ludwig Heinrich Edler von Mises, 29 сентября 1881, Львов — 10 октября 1973, Нью-Йорк) — экономист, основатель новоавстрийской школы в экономической науке и наряду с Ф.А.фон Хайеком один из виднейших её представителей. Окончил Венский университет (1906). Профессор (приват-доцент (мл. лектор)) этого университета (1913—38). Служил в Венской Торговой палате, преподавал в Венской коммерческой женской академии и родном университете. Брат Рихарда Эдлер фон Мизеса.

Продолжатель традиций К. Менгера и Э. Бём-Баверка. Следовал в своей методологии таким принципам классической австрийской школы в экономике как субъективизм и рационализм, отрицание применимости методов естественных наук к анализу экономических явлений. Новаторство Мизеса в методологии — метод априоризма — построение на базе каузального генетического метода своеобразных логических конструкций, которые не могут быть опровергнуты опытным путём.

Яркий представитель либерализма — сторонник невмешательства государства в экономику. В 1922 году в книге «Социализм: Экономический и социологический анализ» подверг критике идеи социализма и доказал невозможность социализма по многим причинам — в т.ч. и по причине невозможности корректного экономического расчёта. Автор работ в сфере циклов и денежного обращения, человеческого поведения, философии и теории познания (эпистемологии).

Политические Партии и Либерализм

Не может быть более прискорбного примера непонимания значения и сути либерализма, чем мнение о том, что якобы можно обеспечить победу либеральных идей с помощью методов, применяемых сегодня другими политическими партиями. В сословно-кастовом обществе, состоящем не из равноправных граждан, а разделённом на разряды, представители которых обладают различными обязанностями и полномочиями, не существует политических партий в современном смысле. Пока особые привилегии и неприкосновенность различных каст не будут подвергнуты сомнению, между ними царит мир. Но как только кастовые привилегии и общественное положение начинают оспариваться, возникают споры и избежать гражданской войны можно лишь в том случае, если та или иная сторона, признавая свою слабость, уступит не прибегая к оружию.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer