общество

IV. ОБМЕН

Обмен — это и есть политическая экономия, это и есть общество, все общество, ибо невозможно представить себе ни общество без обмена, ни обмен без общества. Я не претендую исчерпать в этой главе столь обширную тему. Едва ли исчерпает ее даже вся моя книга.

Если бы люди, наподобие улиток, жили в полной изоляции друг от друга, если бы они не обменивались своим трудом и идеями, если бы не совершали сделок, то мы имели бы дело пусть со множеством, но всего лишь человеческих единиц, индивидов, противостоящих друг другу, но не было бы никакого общества.

Да что я говорю? Не было бы даже индивидов в смысле индивидуальностей. Для человека изоляция — это смерть. А если вне общества он жить не может, то, значит, его естественное состояние есть состояние социальное.

Две модели либертарианского общества. Чандран Кукатас

Либертарианцы полагают, что все люди имеют право жить, как они считают нужным, без какого-либо вмешательства со стороны других индивидов или государства. Они также убеждены, что даже в отсутствие такого вмешательства со стороны правительства и других государственных структур, стремящихся направлять или планировать развитие общества в целом, в последнем будет царить порядок. В условиях свободы заключения контрактов и обмена координацию производства и распределения товаров будет осуществлять рынок — и он справится с этой задачей лучше, чем любой другой институт.

XXI. СОЛИДАРНОСТЬ

Если бы человек был абсолютно совершенен и безупречен, общество являло бы нам совсем иную гармонию, нежели та, которую мы ищем в нём. Наше общество – это не общество Фурье. Оно не исключает зла, оно допускает диссонансы. Мы лишь признаём, что оно непрерывно будет грамонизироваться, если эти диссонансы фактически подготавливают согласие и мы к этому согласию идём.

Наш исходный пункт таков: человек – существо погрешимое, и Бог дал ему свободу выбора. Обладая способностью делать выбор, он способен и ошибаться, поддаваться неразумным желаниям своего сердца ит.д.

Человек ошибается. Но всякое его действие, всякая привычка имеет свои последствия.

Как мы видели, эти последствия сказываются, через ответственность, на том, кто произвёл действие. Поэтому естественное взаимное сцепление вознаграждения и тягот влечёт человека ко благу и отвращает от зла.

Если бы человек был обречён природой жить и работать в одиночку, ответственность была бы его единственным законом.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer