Капитализм

Этика капитализма

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная проблематика естественного права и справедливости отошла на задний план, когда экономическая наука стала пытаться использовать, неуклюже и механически, в качестве методологии социальных наук методы, выработанные естественными науками в ходе исследования материального мира. Согласно этому подходу «дифференцирующей» особенностью экономической теории являются систематическое использование узкого критерия «рациональности» и представление о том, что действия отдельно взятых людей и экономическая политика определяются расчетом и оценкой затрат и выгод с помощью критерия оптимизации, который якобы позволяет «оптимизировать» достижение целей в условиях, когда средства даны. Так что исследование этических принципов, служащих ориентирами для людей в их деятельности, утратило значение. Казалось, был найден универсальный принцип человеческого поведения, который можно реализовать на разных (индивидуальных и социальных) уровнях, применяя один-единственный критерий, критерий максимизации последствий каждого действия. В силу этого больше не было необходимости соизмерять поведение людей с установленными заранее этическими нормами. Таким образом, возникло впечатление, что науке удалось элиминировать фактор справедливости, который в рамках этой концепции казался избыточным и устаревшим.

КРАХ КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМА

Экономические спады, банковская реформа и будущее капитализма

Лекция Хесус Уэрта де Сото

(Москва, 30 октября 2008 г.)
Высшая школа экономики

Прежде всего я хотел бы поблагодарить Высшую школу экономики за приглашение представить русскую версию моей книги «Деньги, банковский кредит и экономические циклы». Еще я хотел бы сказать огромное спасибо двум ее русским переводчикам, Татьяне Даниловой и Григорию Сапову, которые вложили много труда в перевод, а также Александру Куряеву, который руководил всей работой.

Я сосредоточусь на текущем финансовом кризисе и надвигающейся всемирной рецессии как одной из самых сложных проблем, с которой нам придется иметь дело.

По моему мнению, после того как все мы стали свидетелями интеллектуального и практического поражения социализма, в особенности в течение двух последних десятилетий ХХ столетия, одним из главных вызовов для будущего капитализма по сей день остается неотложная потребность в приватизации денег путем ликвидации органа централизованного денежного планирования — Центрального банка. Иными словами, в денежном и кредитном секторах так называемых рыночных экономик до сих пор действует реальный социализм, представленный государственными деньгами, центральными банками и финансовым административным регулированием.

Капитализм для масс. Эрнандо де Сото

Эрнандо де Сото - известный перуанский экономист, с 1989 года служил экономическим советником Президента Перу. Ныне президент Института свободы и демократии в Лиме, Перу.
Выдержки из речи, произнесенной Эрнандо де Сото при вручении ему премии Милтона Фридмена, учрежденной Институтом Катона.

Первыми, кто объяснил нам, почему у нас в стране ничего не работает, были Милтон и Роза Фридмены, которые побывали в Перу еще в 1979 году, за год до крушения военной диктатуры левого толка, установившейся там в 1968-м.

Что такое Капитализм?

Распад философии в ХIХ столетии ее полный крах в ХX повлекли за собой сходные, хотя гораздо более замедленные и не столь заметные со стороны, процессы в современной науке.

Силовая модель. Это не капитализм

Пьяный воздух богатства кружит голову властям, сбивает с толку наблюдателей. В самом деле – есть от чего пойти голове кругом. С одной стороны – кажущийся безостановочным экономический рост, заливающие страну потоки нефтедолларов и иностранных инвестиций, растущее как на дрожжах потребительское благосостояние. С другой – разгром ключевых институтов современного общества: представительной демократии, судебной власти, свободной прессы, политической оппозиции. Россия никогда не упускала шанса показать себя как «страну контрастов».

ДЕНЬГИ ЗЛО ??

Из романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"

Стоя с краю группы, Реардэн услышал, как женщина с большими бриллиантовыми серьгами и увядшим нервным лицом спросила:

- Сеньор Д'Анкония, что, по вашему мнению, будет с миром?

- В точности то, чего он заслуживает.

- О, как жестоко!

- Вы же верите в действие нравственных законов, мадам? - учтиво спросил Франциско. - Лично я верю.

Реардэн услышал, как Бертрам Скаддер сказал какой-то девушке, которая возмущенно вскрикнула:

- Не расстраивайтесь из-за него. Видите ли, деньги - источник всех бед и корень зла, а он типичный продукт денег.

Реардэн подумал, что Франциско вряд ли мог услышать это, но увидел, как тот поворачивается к говорящим с благородно-учтивой улыбкой.

Свобода и собственность.

Лекция, прочитанная Л. фон Мизесом в Принстонском университете в октябре 1950 г. на 9-м заседании Общества Мон-Пелерин. Издана в виде брошюры Институтом Мизеса (Оберн, шт. Алабама) в 1991 г.

В конце XVIII в. существовало два понятия свободы. Оба они отличались от того, что мы имеем в виду сегодня, когда говорим о политической и личной свободе.

Декларация Бернштейна. О принципах и Возможностях капитализма

Капитализм – это единственная система, основанная на важном утверждении: каждый человек владеет своей собственной жизнью. Капитализм – это единственная система, в которой люди свободны преследовать свои рациональные интересы, владеть имуществом и получать душевную и финансовую выгоду от своих поступков. Капитализм основан на индивидуальных правах человека, ограниченном конституционном правительстве, политической, интеллектуальной и экономической свободе.

Чем более "капиталистична" культура, тем больше её свобода и благосостояние

RSS-материал