Полный провал демонстрирует неэффективность «Большого государства». Дэвид Боуз

Надо отдать должное сторонникам «большого государства». Их невозможно смутить никакими государствеными провалами. Наоборот, каждую неудачу государства они объявляют причиной дать ему еще больше денег и полномочий.

Возьмем, к примеру, полный провал государственной власти на всех уровнях – федеральном, штатном и местном – в том, чтобы эффективно ликвидировать последствия урагана «Катрина». Через две недели после урагана, как возмущенно заявила воскресная Washington Post, «Новый Орлеан все глубже погружается в хаос, на всех правительственных уровнях царит беспорядок».

И каков же ответ сторонников «большого государства»? «Эра государства с ограниченными функциями закончилась». «Именно либертарианские взгляды более, чем все другие факторы, способствовали превращению Нового Орлеана в город-морг». «Американцы, проживающие в штатах южного побережья, познали на собственном опыте последствия враждебности.....к государству как к «силе добра».

Рассмотрим факты. Государственная власть не смогла создать эффективный механизм устранения последствий урагана. При бюджете в 50 миллиардов долл. ежегодно на внутреннюю безопасность никому, видимо, не пришло в голову выделить средства на борьбу с давно предсказываемым стихийным бедствием. Более того, государственная власть принялась за ликвидацию последствий урагана чересчур медлительно и не позволила частным лицам, компаниям и благотворительным организациям предоставить помощь быстрее, как они того хотели. И на более глубоком уровне: зависимость от правительственной помощи в Новом Орлеане настолько велика и всеобъемлюща, что люди не смогли защитить себя сами во время серьезного кризиса.

И после этого некоторые люди заключают, что у властей в США недостаточно полномочий?

Начнем с провального планирования. Как пишет обозреватель New York Times Пол Кругман в статье от 2 сентября:

До 11 сентября Федеральное агентство по борьбе с чрезвычайными ситуациями назвало три наиболее вероятных источника катастроф, угрожающих Америке: террористическая атака на Нью-Йорк, особо крупное землятресение в Сан-Франциско и ураган в Новом Орлеане. “Сценарий урагана в Новом Орлеане», - как писала Houston Chronicle в декабре 2001, - «возможно, наиболее опасный». Статья описывала сценарий, весьма сходный с тем, который разыгрывается перед нами сейчас.

Предупреждение было. После 11 сентября федеральные расходы на внутреннюю безопасность многократно увеличились и достигли примерного уровня в 50 миллиардов долл. в этом финансовом году. Было создано Министерство внутренней безопасности, включившее ранее отдельное федеральное агентство по борьбе с чрезвычайными ситуациями. Проводились собрания, писались меморандумы, министерство наняло 190 тыс. служащих, тратились миллиарды. Даже если не достаточно было предупреждения от федерального агентства по борьбе с чрезвычайными ситуациями и статьи в Houston Chronicle,газета New Orleans Times-Picayune опубликовала серию из 5 статей, озаглавленную «Смытые» («Washing Away»). И что же, федеральные, штатные и местные власти были вполне подготовлены к урагану «Катрина», да?

Нет. Администрация Дж. Буша выделила Луизиане больше средств на гражданские проекты корпуса военных инженеров, чем любому другому штату. Однако эти средства не пошли на предупреждение наводнений. Удивительно, но деньги были потрачены на другие проекты, которым отдали предпочтение луизианские конгрессмены.

А что же правительства штатов и местные органы власти? Если вы управляете городом, который находится ниже уровня моря на территории, подверженной ураганам, хорошо бы запастись планом на случай чрезвычайной ситуации. Планы-то у них были, но они, видимо, не включили укрепление дамб или эвакуацию местных жителей. После того, как ураган «Катрина» «прошелся» по Флориде и набрал еще больше силы в Мексиканском заливе, губернатор Луизианы Кэтлин Бланко приняла на себя «чрезвычайные полномочия» на время ЧП. То есть, она знала, что надвигается стихийное бедствие, но это, похоже, не имело большого значения. Возглавляемое ею местное министерство внутренней безопасности не дало Красному кресту и Армии спасения разрешения на поставки в город воды, продовольствия, медикаментов и другой помощи жертвам урагана, укрывшимся на луизианском стадионе «Супердом» и в Конгресс-центре. Также ей потребовалось несколько дней, чтобы просто подписать разрешение врачам с лицензиями из других штатов оказывать медицинскую помощь пострадавшим.

Некоторые врачи просто целыми днями ждали разрешения приступить к работе. Когда шторм ударил по Новому Орлеану со всей силой, местные власти фактически сложили с себя полномочия: всего через несколько часов после урагана начали приходить сообщения о грабежах.

Федеральное агентство по борьбе с чрезвычайными ситуациями издало грозный пресс-релиз 29 августа – в тот же день, когда ураган прокатился по Мексиканскому заливу, озаглавленный «Убедительная просьба ко всем не предпринимать никаких действий по содействию регионам, затронутым ураганом». Агентство хотело удостовериться в том, что все спасательные операции будут скоординированы, и этому плану они следовали. В итоге, как сообщила New York Times 5 сентября:

Когда магазин Wal-Mart прислал три грузовика с водой, агентство по чрезвычайным ситуациям не пустило их в зону бедствия, сообщил глава округа Джефферсон Аарон Бруссар. Также сотрудники агентства не дали береговой охране доставить 1тыс. галлонов дизельного топлива, а в субботу перерезали окружную линию коммуникаций на случай чрезвычайных ситуаций. Линия была восстановлена шерифом округа, который также поставил вооруженных охранников,чтобы защитить ее от сотрудников агентства по чрезвычайным ситуациям, сказал Аарон Бруссар.

Это не единственные примеры. Власти Нового Орлеана отклонили предложение Amtrak (государственный железнодорожный перевозчик – Примеч. Пер.) эвакуировать местных жителей из города до урагана. 2 сентября, по сообщению South Florida Sun-Sentinel, «около 500 флоридских пилотов вызвались принять участие в операциях по спасению жертв урагана «Катрина», перевозке спасателей и доставке гуманитарной помощи. Но им не разрешают». Сотни пожарников, съехавшихся в Атланту, задерживались там работниками агентства по чрезвычайным ситуациям в течение нескольких дней для прохождения тренингов по отношениям в общинах и сексуальному домогательству.

Даже президент Буш признал 13 сентября, что правительство «на всех уровнях» не смогло адекватно отреагировать на наиболее часто предсказываемое стихийное бедствие. Однако провал государства еще серьезнее.

Кто пострадал сильнее всего от урагана «Катрина»? Самые бедные жители Нового Орлеана, многие из которых – получатели государственных социальных пособий – те самые люди, которых государство сделало полностью зависимыми от себя. «Социальное» государство приучило поколения бедняков во всем рассчитывать на подаяния - оно обеспечивало их жильем, едой, деньгами. У этих людей атрофировалось чувство самостоятельности и ответственности за собственную жизнь, а когда государство не смогло обеспечить их безопасность, они оказались полностью беззащитными перед стихией.

Некоторые журналисты писали о том, что несчастья, обрушившиеся на бедняков Нового Орлеана, наглядно демонстрируют, что призыв Джорджа Буша к уменьшению полномочий правительства ошибочен. Наоборот, те страдания, которые испытали на себе беднейшие жители Нового Орлеана, это отличный пример провала «большого государства». Люди попали в зависимость от государства, они лишились всех моральных и финансовых источников собственной самостоятельности.

В то же время, вопреки всем усилиям чиновников из агентства по чрезвычайным ситуациям, сразу же после урагана частный сектор - частные компании и лица, благотворительные организации, церковные приходы - начали оказывать помощь пострадавшим. Всего в течение 10 дней после урагана благотворительными организациями было собрано 739 миллионов долл., гораздо быстрее, чем после 11 сентября или цунами в Азии. По экспертным оценкам общий уровень пожертвований может превысить 2,2 миллиарда долл., пожертвованных после террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон.

Хотя частные компании не обязаны участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий, они начали готовиться к урагану «Катрина» еще до того, как ураган ударил по Новому Орлеану. Два журналиста Washington Post написали, что быстрое возобновление торговли после стихийных бедствий «тревожно, но неизбежно», что Wal-Mart и Home Depot (американские универсальные магазины – Примеч.пер) делают возможное и невозможное, чтобы только скорее возобновить продажи». Неужели они бы предпочли, чтобы Wal-Mart и Home Depot закрылись из почтения к жертвам? Очевидно, что для оставшихся в живых намного предпочтительнее, что эти компании заранее были подготовлены к наводнению и открыли свои двери скорее.

Отдел по кризисному управлению магазина Wal-Mart заранее закупил 10 тыс. контейнеров с водой по 7 галлонов каждый на сезон ураганов (В США ураганы обычно приходятся на летне-осенний период - Примеч. Пер). За неделю до того, как ураган «Катрина» обрушился на Новый Орлеан, Wal-Mart заказал еще 40 тыс. контейнеров дополнительно. Глава округа Джефферсон Аарон Бруссар заявил, что, «если бы американское правительство отреагировало бы на ураган также эффективно и своевременно, как Wal-Mart, нас не постиг бы этот кризис».

Фармацевтические компании создали свои собственные системы поставки лекарств и медицинского оборудования в разрушенные ураганом районы страны. Через 10 дней после урагана фармацевтические компании США предоставили финансовой помощи, медикаментов и медицинского оборудования на сумму 42,5 миллиона долл.

Церковные приходы и благотворительные организации Луизианы и таких удаленных штатов, как Нью-Мексико и Мэриленд начали посылать грузовики с одеждой и продовольствием и предлагать пострадавшим приют. По сообщению Washington Post, «благодаря тайному гостеприимству, в основном, невидимому для правительства» - и хорошо, что невидимому, иначе правительство попыталось бы запретить эти нескоординированные усилия людей – «сотни тысяч жертв урагана «Катрина», оставшиеся без крыши над головой, нашли приют в своих новых «больших семьях».

И в этом нет ничего нового. После урагана «Эндрю» в 1992 году правительство организовало палаточные городки, которые в основной массе остались невостребованными, так как пострадавших принимали их семьи, друзья, церковные приходы и соседи.

Перед лицом очередного примера неспособности государства адекватно и своевременно отреагировать на стихийное бедствие, удивительное количество людей хотят передать государству еще больше денег и полномочий от частного сектора. После особо сильных бедствий у политиков запасено два или три типичных варианта действий. Они приезжают в район бедствия, отчисляют финансовые ресурсы на решение проблемы – Конгресс одобрил экстренную помощь пораженным районам в размере 62 миллиардов долл. на данный момент, и обычно добавляют очередной слой бюрократии к уже существующим государственным управлениям. После 11 сентября Конгресс создал Министерство внутренней безопасности. По-видимому, к названию министерства скоро прибавится «и стихийных бедствий».

По случайному совпадению Конгресс принял второй закон о предоставлению финансовой помощи пораженным районам в размере 51,8 миллиарда долл. в тот же день, когда новостное агентство Associated Press выпустило исследование о том, на какие цели были потрачены 5 миллиардов долл., собранных малым бизнесом после 11 сентября. Выяснилось, что эти средства были направлены радиостанции музыки кантри в Южной Дакоте, магазину парфюмерии на Виргинских островах, аптеке в штате Юта и более, чем 100 точкам фастфуда «Dunkin Donuts» и «Subway». Все это компании, «весьма удаленные от районов разрушения». На заемы компаниям из Нью-Йорка и Вашингтона пошло менее 11% всех средств.

То, что государство часто не справляется со своими задачами, совсем не удивительно. Ему не хватает правильных стимулов. Компании, движимые получением прибыли, заинтересованы в постоянных инновациях, улучшении качества своей продукции, сокращении издержек и предоставлении более качественного обслуживания за меньшую цену, иначе они потеряли бы клиентов или вообще обанкротились бы. Действия церквей и благотворительных организаций мотивированны как любовью к людям и желанием помочь, так и необходимостью удовлетворять пожеланиям доноров, иначе они лишились бы их финансовой поддержки.

Правительства же могут поднимать налоги или печатать дополнительные деньги. Если правительственное агентство не справляется с поставленными перед ним задачами, обычным делом является предоставить этому агентству больше денежных средств в следующем году – вряд ли лучший стимул к успеху. Политики скорее согласятся перерезать красные ленточки в Cowgirl Hall of Fame (музей, посвященный женщинам, храбро осваивавшим Дикий Запад – Примеч. Пер), нежели чинить выбоины на дорогах или укреплять дамбы.
До и после урагана «Катрина» частные компании и благотворительные организации отреагировали эффективно, в то время как правительство не смогло выполнить даже своей самой основной функции – защиты жизни и собственности своих граждан от преступников. Когда массивное, раздувшееся государство беспомощно на всех уровнях, не надо давать ему больше денег. Надо, скорее, ограничить его полномочия и амбиции, сфокусировав его деятельность на самых основных функциях.
2005г.