Россия и Грузия: два года спустя

Позавчера исполнилось ровно два года с начала конфликта между Грузией и Южной Осетией, конфликта в который вмешалась Россия и была обвинена комиссией Европейского союза в том, что большая часть действий российских военных вышла далеко за рамки целесообразных мер по защите своих миротворцев. Вторая годовщина войны в риторике политиков.

Осетинская сторона

«Нельзя исключать повторения событий августа 2008 года. Я говорю об этом, наблюдая за тем, как западные страны продолжают вооружать Грузию.

сегодня ряд западных стран фактически потакает новой агрессии Грузии. Вместе с тем благодаря России на сегодняшний день сложилась абсолютно другая ситуация по сравнению с августом 2008 года. И я уверен, что новые военные провокации не сойдут с рук нынешнему руководству Грузии. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Грузия с помощью ряда западных стран готовится к военному реваншу. Я хочу обратиться ко всем странам, ко всему международному сообществу с призывом прекратить вооружать Грузию и ввести санкции на поставку вооружений в Грузию. Никакого союза – ни конфедерации, ни федерации – с Грузией быть не может», – сказал президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.

В Южной Осетии рассчитывают на то, что женевские дискуссии все-таки дадут положительные результаты и будет подписан меморандум о невозобновлении боевых действий и неприменении силы со стороны Грузии. Эти слова Кокойты он произнес после того, как открыл акцию "Святые места нашей памяти" в рамках траурных мероприятий, посвященных второй годовщине нападения Грузии на Южную Осетию. Кокойты возложил цветы к месту гибели ополченцев во дворе цхинвальской школы №6.

"Мы очень сильно рассчитываем, что наконец-то женевские дискуссии дадут свои положительные результаты и наконец-то будет подписан меморандум о невозобновлении боевых действий и применении силы и угрозы применения, от подписания которого сегодня в рамках женевских дискуссий Грузия уходит. Безусловно, если меморандум будет подписан, то стороны будут брать на себя ответственность. Хотя я очень сомневаюсь, что преступный режим Саакашвили может где-то и как-то сдерживать свои слова, но в любом случае это будет серьезный международный документ, который будет сдерживать грузинскую сторону от очередной агрессии. Я думаю, что самым большим оккупантом для Грузии является сам Саакашвили, который, будучи марионеткой, оккупировал свой же народ и держит его в страхе. Что касается связи Колумбии и Грузии, то во время недавнего визита в Никарагуа и Венесуэлу я дал оценку тому, что происходит в Латинской Америке, и провел сравнение, что Колумбия - это та же Грузия на Кавказе. Есть хорошая русская поговорка: рыбак рыбака видит издалека. Вот и они нашли друг друга. Народ Грузии и Колумбии сегодня живет в нищете. И вместо того, чтобы признать эту ответственность перед своим народом, Саакашвили бегает по всему миру и ищет себе союзников для будущей агрессии. Это тупиковый путь, и у Саакашвили нет политического будущого. Даже в этот скорбный тяжелый день для моего народа хочу заявить, что мы не держим зла на Грузию и готовы выстраивать нормальные, добрососедские, межгосударственные равноправные отношения, а с преступниками мы не намерены разговаривать. Саакашвили не место за столом переговоров, его место на скамье международного трибунала. Сегодня нам надо добиться того, чтобы Евросоюз и другие международные сообщества осудили действия Грузии, потому что эта безнаказанность вызывает реваншистские настроения . Только что у меня закончился телемост через скайп с осетинской диаспорой в Прибалтике, где присутствовали представители латвийского Сейма и правозащитники, которые также выразили слова соболезнования и поддержки семьям родных и близких погибших в августе 2008 года и выразили поддержку борьбы Южной Осетии, осуждая действия грузинской военщины", - сказал Кокойты журналистам.

В рамках акции в воскресенье кортеж президента Кокойты и членов югоосетинского правительства и парламента посетил ряд мест, где погибли защитники, ополченцы, а также солдаты и офицеры Вооруженных сил России. В каждом таком месте президента встречали женщины-матери Цхинвала, у которых погибли во время грузинской агрессии дети. В рамках этой поездки президент посетил также расположение российских миротворцев, которое во время нападения Грузии подверглось самой жесткой массированной артиллерийской атаке. В завершении акции по объездной дороге президент добрался до населенного пункта Хетагурова, также сильно пострадавшего от действий грузинских солдат, где открыл памятник "Дерево скорби". Памятник выполнен в виде дерева, на котором вместо листьев висят колокольчики, звенящие при порывах ветра, напоминая о событиях 2008 года.

Грузинская сторона

Президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление по поводу годовщины августовской войны 2008 года. По его словам, российская агрессия против Грузии началась не в 2008 году – она началась гораздо раньше и продолжается по сей день. "Наша борьба будет продолжаться, пока последний оккупант не покинет грузинскую землю; пока не восстановится справедливость в отношении сотен тысяч граждан Грузии различного происхождения, которые были вынуждены покинуть свои дома, города и села", - заявил М.Саакашвили.

Он также отметил, что в 2008 году грузинским воинам ценой собственной жизни пришлось с оружием в руках защищать честь, свободу и будущее своей страны. "Поэтому хотя бы перед памятью этих парней каждый из нас обязан вести эту борьбу ежедневно, вести ее внутри страны, для усиления Грузии, и во всем мире, мы должны повсюду защищать свои позиции. Пока в Грузии стоит враг, пока грузинские земли оккупированы и Грузия не свободна, нам нельзя терять ни дня", - заявил Президент. "Мы доведем эту борьбу до конца и освободим Грузию", - подчеркнул он.

Напомним, ранее сообщалось что судебные слушания по иску Грузии против России о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации пройдут с 13 по 17 сентября.

Российская сторона

Константин Затулин: «Попытки осудить Москву разбиваются о виновность Саакашвили»

- Августовская война имела немедленные и долгосрочные последствия. В первую очередь надо иметь в виду то, что Россия вмешалась и остановила агрессию. Прямым последствием развязанной Грузией войны стало последующее признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.

Важно и то, что за истекшее время мы не сделали в отношении Абхазии и Южной Осетии каких бы то ни было попятных шагов, несмотря на то колоссальное давление, которому подвергалась наша страна. Хотя во власти у нас очень много представителей так называемой «молчаливой оппозиции», не пожелавшей обострять отношения из-за Сухума и Цхинвала. Однако ее мнение удалось перебороть, и это очень важно.

Дело в том, что при Ельцине ситуация наблюдалась диаметрально противоположная. Мы тогда делали подчас громкие заявления и…"прятали их в карман". Характерным тому примером служит Югославия. И мне самому, да и тем же представителям западной политической элиты очень трудно сказать, почему Косово имеет право на независимость, а все остальные не имеют.

Я считаю, что у Абхазии и Южной Осетии есть гораздо более серьезные основания для признания независимости, чем у Косова. Независимость последнего напрямую связана с агрессией НАТО против Югославии. И Косово до того момента не было независимым. Ничего похожего в отношении Абхазии и Южной Осетии нет. Их независимость достигнута де-факто еще в начале 1990-х гг., а не в 2008-м. А нападение на них Грузии лишь ускорило их признание со стороны России.

Что касается наших отношений с Грузией, то после войны и признания нами Абхазии и Южной Осетии мы подвели в них определенную черту. Многие в Грузии были вынуждены признать, что, начиная войну, Саакашвили «хватил через край». Пусть это было сделано непублично, но факт остается фактом. В результате в оппозицию Саакашвили перешло большое количество людей из числа его бывших сторонников.

Несмотря на это, он до сих пор остается у власти. Одна из причин состоит в том, что многим представителям грузинской политической элиты так и не удалось отринуть имперские амбиции и отказаться даже от мысли обладать Абхазией и Южной Осетией. По этой причине значительная их часть не считает притязания на них Саакашвили неоправданными.

И второй момент: от падения нынешнего грузинского президента удерживает Запад. После Августовской войны он колебался относительно возможности смены Саакашвили. Однако от идеи новой «цветной» революции все же отказался. Там, видимо, решили, что пусть у власти остается он, чем придет кто-то другой, менее предсказуемый.

Правда, такой расклад, при котором Саакашвили остается у власти, как это ни цинично звучит, для нас выгоден. Ведь сейчас он находится в полуизоляции. Ему разрешили остаться на своем посту, но мало кто с ним встречается. Все прекрасно знают, что это он начал войну. Поэтому все его потуги осудить с помощью мирового сообщества Москву разбиваются о его же собственную виновность. И если бы на его месте был другой политик, то возможностей для нашего маневра было бы меньше. Он уже не был бы такой одиозной фигурой и, следовательно, имел бы гораздо больше возможностей для обработки западной политической элиты.

За два года, прошедшие с момента завершения операции по принуждению Грузии к миру (8-12 августа 2008 года), режим Саакашвили за счет помощи из-за рубежа полностью восстановил военный потенциал, сообщил директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко: «Это связано с тем, что мировое сообщество так и не приняло предложение России о введении международного эмбарго на поставки в Грузию вооружений и военной техники. Это закупка военной техники для восполнения понесенных потерь, восстановление инфраструктуры (базы и другие военные объекты) и совершенствование обучения военнослужащих грузинской армии. Как до момента грузинской агрессии против Южной Осетии, так и после этого наряду с декларированным экспортом вооружений в Грузию многие страны практиковали с режимом Саакашвили так называемый "черный" и "серый" экспорт вооружений и военной техники (ВиВТ). Особенно это стало характерным после августа 2008 года. Огромное количество вооружений было передано бесплатно, либо по демпинговым ценам. В основной своей массе вооружения поставлялось из наличия армий соответствующих стран. Многие сделки осуществлялись секретно и нигде не декларировались, в том числе в соответствующем реестре ООН. С точки зрения военно-технического сотрудничества в последние годы Грузию можно охарактеризовать как "черную дыру".

В аналитическом докладе Центра анализа мировой торговли оружием, сообщается, что после войны 2008 года Украина поставила Грузии десять танков Т-72, 12 новых танков Т-84У "Оплот", 25 БТР-70, 25 БТР-80, 20 БМП-2, 3 БТР-80, 3 РСЗО "Смерч", 12 единиц 152-мм самоходных гаубиц 2С3 "Акация", 50 ПЗРК "Игла-1" и 400 ракет к ним, 40 ПЗРК "Стрела", десять боевых вертолетов. А также 300 снайперских винтовок СВД, 10 тысяч автоматов АК-74, тысячу гранатометов РПГ-7В и 5 тысяч выстрелов к ним, 60 миллионов патронов 5,45x39, 30 миллионов патронов 7,62x39, четыре станции радиоэлектронной разведки "Кольчуга-М", противотанковые мины (25 тысяч), противопехотные мины (70 тысяч), 100 двигателей для танков, большую партию ПТУР "Комбат". Активные поставки вооружений в Грузию Украина осуществляла вплоть до момента избрания президентом Виктора Януковича (до февраля 2010 года).

В 2006-2008 годах Израиль выполнял программу по модернизации 165 грузинских Т-72 до уровня Т-72-SIM-1. По имеющимся данным, до начала конфликта эта программа не была реализована полностью. Ориентировочно 35 единиц были модернизированы уже после завершения боевых действий. Также незавершенной по состоянию на август 2008 года осталась программа поставки Израилем для спецназа Грузии тысячи автоматических винтовок "Тавор" TAR-21. Допоставки были реализованы также после завершения конфликта. Вооруженные силы Грузии в 2006 году заказали в Израиле 40 БЛА "Гермес-450" на сумму около 400 миллионов долларов. В 2007-2008 годах было поставлено от 8 до 16 БЛА. Остальные поставки рассчитаны на период 2009-2011 годов (оценочно по 8 БЛА в год).

В 2009 году Болгария поставила в Грузию 12 единиц 122-мм орудий полевой артиллерии Д-20, а также 12 единиц 122-мм РСЗО RM-70. Крупная партия стрелкового оружия и боеприпасов была поставлена в Грузию через болгарскую фирму "Арсенал" - до 50 тысяч автоматов АКС-74, около тысячи гранатометов РПГ-7 и почти 20 тысяч 40-мм гранат к ним, а также около 15 тысяч 5,56-мм штурмовых винтовок. В 2009 году Турция передала Грузии 70 БТР Ejder. Был завершен контракт на поставку 100 бронемашин "Кобра". Для Береговой охраны Грузии Турция поставила патрульный катер. Летом 2010 года компания "Еврокоптер" подписала с Грузией меморандум о намерении на продажу двух вертолета AS-332 "Супер Пума" с поставкой в 2012 года.

В сентябре 2009 года США предложили поставить Грузии крупную партию вооружений, военной техники и боеприпасов. Предлагаемая номенклатура вооружений включала ЗРК "Пэтриот", ПЗРК "Стингер" и "Игла-3" в носимом и возимом вариантах, ПТРК "Джавелин" и "Хелфайр-2", а также большое количество боеприпасов для стрелкового оружия. В ходе боевых действий в августе 2008 года наибольший материальный урон был нанесен военной инфраструктуре Грузии. Это военные базы, склады, аэродромы, порты и средства коммуникации. Послевоенное восстановление инфраструктуры грузинских вооруженных сил стало самым дорогостоящим мероприятием. В частности, на восстановление инфраструктуры были направлены средства "военно-гуманитарной помощи" США и НАТО. В целом США зарезервировали на оказание военной помощи Грузии миллиард долларов. Часть этих средств уже израсходована в период после августа 2008 года. Аналогичную помощь оказывал Североатлантический альянс в рамках программ, направленных на укрепление обороны, экономики и безопасности Грузии. В докладе ЦАМТО также отмечается, что боеготовность и моральный дух грузинской армии были признаны по итогам конфликта крайне низкими. В этой связи США сосредоточили особое внимание на дальнейшей подготовке военнослужащих ВС Грузии.

В январе 2009 года между двумя странами была подписана "Хартия о стратегическом партнерстве", в соответствии с которой США взяли на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. При этом под термином "укрепление обороноспособности Грузии", подразумевалось, прежде всего, обучение и подготовка личного состава, что было признано гораздо более важным, чем поставки вооружений. В августе 2009 года военные инструкторы США начали в Грузии шестимесячную программу подготовки военнослужащих, которые весной 2010 года были направлены в Афганистан. Ротация грузинского батальона в Афганистане проходит один раз в полгода, поэтому в 2010 году американские инструкторы подготовят в Грузии еще два батальона. Ротация контингента ВС Грузии в Афганистане является также удобным поводом для негласной передачи американских вооружений. Отправка грузинского контингента и техники из Афганистана в Грузию осуществляется военно-транспортными самолетами США и никем не контролируется. То есть вместе с ротацией грузинского контингента осуществляется вариант параллельной поставки вооружений, находившихся в эксплуатации в составе ВС США в Афганистане (прежде всего, легкая бронетехника, стрелковое оружие, средства связи).

ЦАМТО подчеркивает, что военная помощь западных стран осуществляется на фоне все большей закрытости военного бюджета Грузии. В 2009 году, несмотря на то, что ВВП страны сократился более чем на 1 миллиард долларов, на военные расходы первоначально было ассигновано 519 миллионов долларов. Однако, как показала практика последних лет, грузинский военный бюджет уже в ходе его исполнения неоднократно пересматривается, причем в сторону значительного увеличения. Подводя итоги двух лет, прошедших с момента окончания конфликта, эксперты ЦАМТО отмечают, что восстановление военного потенциала Грузии в столь короткое время серьезно осложнило военно-политическую обстановку на Кавказе и сделало вполне вероятным новый рецидив агрессии со стороны Тбилиси.

Мировое сообщество

Джон Маккейн. Грузии нужна помощь США, чтобы восстановиться и противостоять России.

Хотя по-прежнему существуют разногласия по поводу того, как начался этот конфликт, одного отрицать нельзя: два года назад в эти выходные российские войска пересекли международно признанную границу и вторглись в Грузию. Они атаковали страну с помощью стратегических бомбардировщиков, продвинулись вглубь ее суверенной территории, лишили почти 127 тысяч этнических грузин их домов, признали независимость Абхазии и Южной Осетии и установили военную оккупацию, которая действует и сегодня.

Многое изменилось за последние два года, но не в лучшую сторону. Россия не только продолжает оккупировать грузинскую территорию, но и строит там военные базы, отказывая в доступе гуманитарным миссиям и наблюдателям, позволяя этнические чистки грузин в Южной Осетии и укрепляя административные границы отколовшихся регионов, чтобы превратить их в настоящие государственные границы. По оценкам ООН, более 100 тысяч этнических груизн, бежавших от российского вторжения, по-прежнему не вернулись в свои дома. Даже сегодня Россия продолжает нарушать соглашение о прекращении огня, достигнутое с помощью президента Франции Николя Саркози.

Несмотря на жизнь под постоянной российской угрозой, Грузия продолжает двигаться вперед. Почти 1000 грузинских солдат продолжают безо всяких возражений воевать рядом с нами в самых сложных районах Афганистана. В Грузии усиливается диктатура закона и борьба с коррупцией, а ее экономика растет такими темпами, что Всемирный банк назвал страну 11-м лучшим местом в мире для бизнеса. Выборы мэра, прошедшие в этом году в столице Грузии Тбилиси, были названы международными наблюдателями свободными и справедливыми. Хотя политические реформы в Грузии еще не завершились, представители Европейского парламента назвали выборы в Тбилиси “реальным шагом к демократическому развитию страны”.

Однако в России правозащитники по-прежнему подвергаются угрозам, плохому обращени и даже убийствам. В прошлые выходные мирные демонстранты, включая бывшего вице-премьера Бориса Немцова, были избиты и арестованы за попытку осуществить основные права, гарантированные российской конституцией. Если президент Дмитрий Медведев ищет образец политической и экономической модернизации, он может обратить свой взор на Грузию. А если администрация Обамы ищет отношения, которым действительно нужна “перезагрузка”, ей тоже стоит обратить свой взгляд на Грузию.

Администрация, похоже, больше хочет умиротворять авторитарную Россию, чем поддерживать дружескую грузинскую демократию, живущую в тени своего агрессивного соседа. Белый дом щедро заваливает Медведева длинными телефонными разговорами и частыми встречами, а внешнеполитические преимущества от этого очень скромны. Тем временем администрация не продемонстрировала особой готовности ко взаимодействию с грузинским руководством, к продвижению устремлений Грузии в НАТО, к помощи в восстановлении ее оборонного потенциала. До последнего времени администрация даже не была готова назвать присутствие российских войск в Грузии своими именами – оккупацией – не говоря уже о том, чтобы надавить на Россию, чтобы заставить ее вывести эти войска. Недавно Белый дом и госсекретарь Хиллари Клинтон сделали несколько обнадеживающих заявлений в поддержку Грузии; теперь им нужно превратить эти хорошие слова в улучшенную стратегию.

Если Медведев действительно хочет, чтобы в России главенствовал закон, он может привести свое правительство в соответствие с международным соглашением о возвращении российских сил на их довоенные позиции за пределами Грузии. Со своей стороны администрация Обамы могла бы помочь Организации для безопасности и сотрудничества в Европе разработать с Россией дорожную карту по окончанию оккупации Грузии – пошаговый подход, который мог бы привести к выводу российских войск, возвращению перемещенных лиц и восстановлению территориальной целостности Грузии. Если со стороны России прогресса не будет, это должно привести к последствиям: Медведев должен знать, что сотрудничество по Грузии – это приоритет США, и что если Россия не будет уступать по нашим приоритетом, не стоит ожидать, что Соедиенные Штаты станут помогать с ее приоритетами, такими, как вступление во Всемирную торговую организацию.

Грузии также требуется поддержка США в деле восстановления своего оборонного потенциала. Грузия делает больше для войны в Афганистане, чем многие из членов НАТО, к которому она желает присоединиться. Однако чрезвычайно сложно заставить администрацию согласиться предоставить грузинским войскам, ведущим боевые действия, даже самое простое вооружение, бронемашины и запчасти. Помимо этой краткосрочной помощи Грузии нужна и долгосрочная поддержка в деле ее собственной обороны. Это, вероятно, включает в себя противотанковое оружие, объекты ПВО, РЛС дальнего обнаружения и другие системы обороны, которые не следует неверно истолковывать как американская поддержка любого использования грузинской силы против сепаратистских регионов. Грузия всегда будет слабее России, но нет никаких причин оставлять ее уязвимой спустя два года после российского вторжения.

Несмотря на весь ущерб нанесенный Грузии и ее угрозы сделать еще больше, Россия не смогла выполнить свои стратегические задачи: демократическое правительство Грузии выжило и процветает. Отношения между США и Россией должны укреплять этот успех, а не ставить его под сомнение. У нас есть возможность поддержать превращение Грузии в сильную, целостную и свободную страну – но только если мы будем помнить, кто наши настоящие друзья.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer